РЖД: пешеходные переходы с риском для жизни

В России ежегодно на железнодорожных переходах гибнут десятки человек. Скоростные поезда, к которым население еще не привыкло, проносятся мимо городов и поселков, оставляя после себя на перронах венки и черные ленточки. Однако РЖД заявляет о снижении трагических происшествий на железных дорогах, а во многих ЧП винит "невнимательных граждан".

Станция Дегунино совсем недалеко от Москвы — минут 15 на электричке. В зеленые "собаки", как электропоезда называет неформальная молодежь, по утрам набивается столько народа, что машинисты с трудом закрывают двери. Мы стоим на перроне. Очередной поезд. "Осторожно, двери закрываются", — это машинист торопит пассажиров. Далее весь этот "музобоз" едет в Москву или из Москвы, перевозя людей с работы домой и обратно. Недалеко от перрона — переход. Светофоры — как на обычной автодороге. Над рельсами дощатый обледеневший настил — по нему люди переходят железнодорожное полотно. Спуститься с перрона по такой же покрывшейся льдом лестнице и не получить травму — большая удача, но что делать — другого пути попросту нет.

Дарья Мишина, с которой мы приехали встретиться в Дегунино, заметив нас, аккуратно спускается по лестнице, подходит к переходу и замирает. На светофоре загорелся "красный человечек", зазвенел звонок. Девушка стоит, глядя прямо перед собой. Ни с одной, ни с другой стороны электричек не видно. Но Даша продолжает стоять смирно, как пешеход в присутствии гаишника. В следующее мгновение непонятно откуда появляется новенький красный поезд. Это скоростной экспресс, который проносится мимо платформы не останавливаясь. Лакированные бока показались лишь на несколько секунд и локомотив ушел за горизонт — скорость огромная.

"Я вообще никогда не перехожу здесь на красный, даже если поездов не видно, — Дарья наконец перешла на противоположную сторону, чтобы с нами поговорить. — Это только кажется, что успеешь среагировать, все увидишь. Нет, это далеко не так".

31 декабря 2013 года — последний день, когда Даша видела живым своего папу. Трагедия произошла прямо на том месте, где Даша теперь рассказывает о том, что случилось.

Читайте также: Проверки на дорогах - новое прочтение

"Под вечер мы приехали на станцию — бабушку встречали. Я осталась в машине, а папа пошел на перрон, ждать электричку, — рассказывает девушка. — Отец скрылся из видимости на путях и через несколько секунд проехал экспресс, который неожиданно остановился. У меня словно оборвалось что-то внутри. Что-то нехорошее почувствовала. Поезд начал останавливаться, хотя в Дегунино у него остановки нет. Я побежала к перрону. Видела, что машинисты выбежали из кабины, что-то разглядывали под поездом, а потом зашли в обратно, и локомотив тронулся. Когда я подошла к тому месту, где они бегали, то увидела отца. Вернее, я увидела тело, лежащее в луже крови. Узнала одежду папы. У папы вместо лица было месиво".

Дегунино не единственное место в России, где на железнодорожных переходах ежегодно гибнут десятки человек. Да и история Дарьи Мишиной не уникальна. Светофоры и сигналы звукового оповещения на переходах не являются панацеей. Во-первых, зимой дощатые настилы покрываются льдом, как и подходы к ним. Так что скатиться прямиком под поезд дело нехитрое. Во-вторых, не стоит забывать, что далеко не все люди, которые вынуждены переходить железнодорожное полотно в таких местах, обладают исключительным слухом, зрением и реакцией. Впрочем ни о первой проблеме, ни о второй никто не думает.

Журналист Сергей Соболев, пожалуй, самый активный борец с РЖД. Аккаунт Сергея в социальной сети привязан к группе "Я — против РЖД". На странице Сергея очень много фотографий симпатичной девушки. Это супруга репортера — Лена. Девушка погибла в начале 2013-го, когда переходила железнодорожные пути на станции Салтыковская под Москвой. Переход — такой же как и в Дегунино — не впервые оказывается в сводках происшествий, однако шумиха, которая поднимается после гибели людей, вскоре утихает, а значит, предпринимать какие-то меры вовсе не обязательно. По крайней мере, до следующего ЧП, шумиха от которого, опять же, когда-нибудь уляжется.

Власти подмосковной Балашихи (именно здесь находится железнодорожная станция Салтыковская) от злополучного перехода, где гибнут люди, открещиваются как могут. Сергею Соболеву удалось поговорить с главой районной администрации Балашихи Сергеем Морозовым и начальником службы корпоративных коммуникаций МЖД Владимиром Мягковым. Более того, их удалось застать одновременно неподалеку от злополучного места, когда они приехали в подмосковный городок совсем по другому поводу и никак не ожидали "неудобных вопросов".

Читайте также: Причина аварии на Кубани - жара?

"По словам представителя балашихинского руководства, в администрацию города неоднократно поступали жалобы на переезд и переход, — рассказывает Сергей Соболев. — Но обратили внимание на него только после визита губернатора Воробьева. Обратили … и благополучно про переход забыли. Чиновник несколько раз подчеркнул, что руководство Балашихи — это не та инстанция, которая должна заниматься строительством переходов".

Как рассказал глава города Сергей Морозов, власти планируют строить переход, но особо не спешат, ведь нужно все согласовать, провести тендер…

"Господин Морозов признал, что проблемы на "Салтыковской" есть. Но все они находятся в ведении РЖД, — продолжает Сергей. — А вот представитель железной дороги в очередной раз напомнил, что, мол, нечего тратить немыслимые суммы на какой-то там переход. Господин Мягков подкрепил свое мнение данными некоего опроса местных жителей, который якобы проводила МЖД. Выяснилось, что треть жителей Салтыковки выступают против какого бы то не было перехода. Это неудобно и никто им пользоваться не будет. Зато начальник пресс-службы с гордостью рассказал о том, что РЖД ежегодно тратит по 250 миллионов рублей на безопасность. В подтверждение своих слов господин Мягков указал на змеевидный переход и антивандальное зеркало. Эти "инновационные" элементы появились на "Салтыковской" в марте. После чего в этом месте погиб мужчина. Но самое интересное в другом: оказывается, строить переход в данный момент нецелесообразно, поскольку уже полгода здесь никого не сбивают. Мягков, опять же, привел интересную статистику. Оказывается, там, где переходы были построены, количество попавших под поезд чуть ли не в разы увеличилось. Короче, по версии МЖД, переходы — зло! И народ — тоже зло, ибо тупой. И вообще, нечего сеять панику".

Разговор с представителями балашихинской администрации и Московской железной дороги состоялся еще несколько месяцев назад. Тогда убежденность чиновников в своей правоте была непоколебима. Но широкая огласка в СМИ и активная деятельность Соболева привели к тому, что противоборствующая сторона сдалась фактически без боя: на "Салтыковской" сейчас идет активное строительство подземного перехода, и местные жители только рады этому факту.

Впрочем только одна "Салтыковская" проблемы не решает. По всей России тысячи таких мест и некоторые из них не оборудованы даже светофорами и звонками. Стоит ли говорить, что почти все чиновники, в чьи владения входят опасные переходы, целесообразности в их модернизации не видят? А с учетом того, что с появлением скоростных поездов, вроде "Сапсана", печальная статистика только поползла вверх, радужных прогнозов никто не строит.

Читайте также: Пешеходов накажут в целях профилактики

Прекрасно понимая, что родственники погибших находятся в глубочайшем стрессе и причиной всех своих бед считают именно РЖД, мы, находясь в прохладном и спокойном состоянии духа, решили выслушать представителей "Российских железных дорог". Признаться, на скорый и исчерпывающий ответ не рассчитывали.

Пресс-служба ОАО "РЖД" приняло наш запрос по электронной почте и порекомендовала подождать с ответом. И в самом деле — ответ пришел. Только не от лица конкретного человека, который согласился бы побеседовать с нами лично или хотя бы по телефону, а в виде отксерокопированной бумажки. "Железнодорожный транспорт — это удобство и комфорт", — с таких слов начиналось письмо. Дальше следовали уверения в том, что безопасность граждан является приоритетом в работе ОАО "РЖД". В подтверждение этих слов в документе приводится статистика, из которой следовало, что травмирование и гибель людей на объектах инфраструктуры РЖД неуклонно снижается.

Далее следовала еще более интересная информация: "В основном, несчастные случаи происходят из-за несоблюдения правил нахождения в зонах повышенной опасности". Читай — погибшие виноваты сами, вне зависимости от обстоятельств произошедшего. Остальной текст документа изобилует цифрами, которые отражают количество установленных ограждений, сообщается о сооруженных 67 (это на всю Россию за год!) переходах и призывами к гражданам быть бдительными.

Обращение в пресс-службу "РЖД" с повторной просьбой лично встретиться с компетентными лицами и задать вопросы "с глазу на глаз", ни к чему не привели: сотрудники пресс-службы, обещая перезвонить, как в воду канули.

Тем не менее на ответные "чувства" сотрудников РЖД к журналистам Pravda. ru мы все же рассчитываем. Как рассчитываем и на то, что усилиями огромного ведомства все же можно будет "свести" реальность со статистикой.