После трагедии в столичной школе № 263, по всей Москве начались проверки учебных заведений. Говорить о том, что дети в школе находятся в абсолютной безопасности, увы, не приходится. Прокуроры выяснили, что вопросы безопасности детей нередко оставляют на русский авось, а администрация школ наивно полагает, что беда обойдет их стороной.
После того, как ученик школы № 263 в столичном районе Отрадное нажал на курок, убив учителя и полицейского, механизм реагирования на ЧП запустился с российской предсказуемостью и неизменным сценарием поведения надзорных органов и ведомств всех уровней и ориентации.
Еще 3 февраля, находясь у ворот школы, где произошла трагедия, журналисты услышали о готовящемся рейде по московским учебным заведениям среднего образования. Это и стало началом "сценария" и, собственно, стандартным методом реагирования: слабым звеном в школе оказалась охрана, а значит, ставку сделали именно на это. К слову, говорить о готовящейся проверке (по сути она должна быть внезапной, дабы сопоставить фантазии с реальностью) перед десятками телекамер, наверное, несколько опрометчиво, но… Да и бог с ним, не в этом дело.
Читайте также: Опасная школа: почему ученик расстрелял педагога?
Итак, столичные прокуроры в сопровождении сотрудников различных ведомств, отправились осматривать школы. Стоит ли говорить, что нарушения нашлись почти в каждом учебном заведении. Одной из самых частых проблем, как выяснилось, является наличие и исправность так называемых "тревожных кнопок". Подобные "звоночки" должны находиться не только на посту охраны при входе в учреждение, но и где-то внутри, например, в кабинете завуча, директора или в учительской. Проверка показала, что в некоторых школах "тревожные кнопки" либо расположены неправильно, либо не работают вовсе. Впрочем, кое-где вообще нет договоров с вневедомственной охраной, так что наличие кнопки вообще теряет всякий смысл. Кто будет приезжать "по звонку"?
Напомним, что в школу № 263 наряд полиции прибыл именно после сигнала охранника, нажавшего на кнопку. В ее отсутствие события могли бы развиваться абсолютно иначе, а последствия могли бы быть непредсказуемы. Много нареканий у проверяющих вызвали запасные выходы для эвакуации детей. Где-то такие двери закрыты намертво, а где-то проходы и вовсе захламлены, так как выходы не используются. К примеру, в той же школе № 263 эвакуация учеников поначалу была организована так, что дети (по словам самих школьников) шли по окровавленному полу вестибюля и только позже были открыты запасные выходы.
Выяснилось также, что новомодные средства контроля и пропуска в учебные заведения на деле малоэффективны. Причина в том же русском "авось" и находчивости доморощенных "кулибиных". Практически во всех московских школах на входе установлены турникеты — нужная инновация. Чтобы пройти внутрь или выйти на улицу, ученику необходимо приложить к валидатору индивидуальную магнитную карту. Система "вход/выход" немедленно отошлет СМС на номер мобильного телефона родителей, в котором укажет время появления или ухода ребенка из школы. Все вроде бы современно и идеально. Но, не тут-то было.
В беседе с корреспондентом Pravda.Ru ученики школы № 263 уверяли, что турникеты до момента трагедии не работали несколько дней. Дети говорили, что их "перепрограммировали", но раздать всем новые карточки не спешили. В итоге, турникеты были отключены став по большому счету, бесполезной железякой. То же самое прокуроры обнаружили и в нескольких других столичных школах. Помимо того, что неисправный турникет не выполняет свою прямую функцию, он может стать причиной большой беды в случае ЧП. Сошедшая с ума железяка запросто заблокирует выход из школы в экстренной ситуации, создастся давка, ну, а дальше фантазировать не стоит.
Читайте также: Этот жестокий моббинг: от школы до офиса
Мэр Москвы Сергей Собянин уже говорил, что системам безопасности в школах нужно уделить отдельное и самое пристальное внимание, однако к словам градоначальника либо не прислушались, либо попросту пропустили мимо ушей. По словам главы города, которые были сказаны после произошедшего в Отрадном, безопасности в средних учебных заведениях столичные власти уделяют много внимания, но недочеты все же есть. Например, школьная охрана зачастую не обучена правилам поведения в той или иной экстренной ситуации, либо недостаточно осведомлена, как именно охранник должен взаимодействовать с правоохранительными органами.
О своеобразной глухоте работников образования говорят и цифры, озвученные столичной прокуратурой. В прошлом году сотрудники надзорного ведомства посетили почти тысячу столичных школ. В 400 из них были выявлены нарушения, в том числе, в области безопасности детей. Тогда были выписаны предписания о срочном устранении всех проблем. Но в этом, еще едва начавшемся году снова обнаруживается, что предписания не дошли до умов и сердец администрации школ.
Получается, что ни один высокотехнологичный гаджет, ни одна камера и ни один самый крепкий и профессиональный охранник не смогут комплексно решить проблему. Техникой управляет человек и настраивает ее под себя: под свои возможности, лень, а иногда и совесть. И если человеческий фактор не пересилит любой другой, о настоящей безопасности говорить вряд ли приходится: ни один искусственный интеллект не сможет понять то, что даже у людей не всегда получается.