Опасная школа: почему ученик расстрелял педагога?

 

После трагедии в Отрадном московские школы проверят на безопасность. Как и что будут проверять — вопрос, до конца не проясненный. "Правда.Ру" не станет в очередной раз пересказывать хронику преступления, но попытается понять: как ЧП вообще могло произойти, кто в нем виноват и какие конкретные выводы надо сделать, прежде чем начинать действовать.

У калитки московской школы №263, через которую 3 февраля невозможно было пройти из-за толпы журналистов и полицейских, сейчас лежат цветы и горят свечи. Это педагоги, родители и дети принесли красные гвоздики и лампадки в память об учителе географии Андрее Кириллове. В школу детям приходится ходить тем же путем, по которому их выводили полицейские после того, как ученик 10-го класса, совершивший захват заложников и убивший двух человек, сдался и сложил оружие. Погибший педагог, сотрудник полиции и еще один раненый правоохранитель, конечно же, не ожидали, что 16-летний школьник откроет стрельбу на поражение. Такое мы видели только по телевизору, а место событий всегда было так далеко от нас — за тысячи километров через океан. Родители детей, которым пришлось побывать в заложниках, оправившись от шока, рады только одному: их дети живы и здоровы.

"Безумно жаль этого учителя, хотя я лично его не знала — мой ребенок у него не учился", — рассказывает мама третьеклассника Дениса. — Учителя сработали грамотно в этой ситуации, я им благодарна. Мой сын и его одноклассники вообще не знали ни о каком захвате. Детей вывели окольными путями, не через вестибюль, чтобы они ничего не видели".

Читайте все материалы по трагедии в московской школе в специальном сюжете "Правды. Ру"

"А мы по крови шли. Прямо по разводам на полу", — говорит ученица седьмого класса школы №263. — Мы знали, что в школе что-то происходит. Когда шел у нас урок математики, раздались взрывы. Я только потом узнала, что так звучат выстрелы. Думала — бомба. Учителя географии я, конечно, знала. Он добрый, мы его любили. Больше ничего про него не знаю. Вроде у него ребенок маленький, жена".

Действительно, у Андрея Кириллова остался маленький ребенок и супруга. Ипотеку на квартиру, которую взяла семья, пообещало досрочно погасить правительство Москвы. Впрочем, нет смысла рассказывать о том, что всей стране итак известно: произошедшее в Отрадном разобрали по деталям и, пожалуй, ничего нового сказать нельзя. Кроме того, почему все это произошло? Попытаться проанализировать мотивы стрелявшего, ученика с хорошей репутацией, отличника… Действительно, это довольно трудно. Тем не менее, попытаемся.

Право на оружие

Ученик-отличник вошел в школу, вооруженный двумя винтовками — малокалиберной и калибра 7.62 (по другим данным, вместо ружья у него был карабин "Сайга"). Оружие зарегистрировано на отца школьника. Пока неизвестно, как подростку удалось раздобыть "стволы". Можно предположить, что оружие дома хранилось, если и в сейфе, то не имеющим свойств неприступной крепости. По всей вероятности, школьник знал, где находятся ключи.

После трагедии выдвигалось много версий причин поступка юноши, об этом поговорим позже, однако, на фоне домыслов и догадок одним из первых было обвинение в адрес отца школьника: если оружие оказалось настолько доступно, то возникает вопрос о правильности его хранения. Мнения о том, что сейф либо отсутствовал, либо был открыт, озвучивались после того, как в СМИ прошла информация о роде занятий родственников юноши. Первоначально сообщалось, что отец школьника является сотрудником ФСБ, потом СМИ озвучили другую информацию: сотрудник ФСБ не отец, а дед стрелявшего. Но несмотря на это, социальные стереотипы моментально родили версию: если отец — сотрудник ФСБ, то может хранить оружие, как хочет — все равно никто не придет проверять. По мнению людей именно это привело к трагедии, поскольку отец, фактически, дал сыну право доступа к оружию. Впрочем, несмотря на опровергнутую информацию о причастности родственников к ведомству, можно согласиться: оружие было доступно быстро и сразу, в момент срыва и решимости исполнить задуманное. Если бы школьник не имел доступа к винтовкам отца, эмоциональный всплеск был бы со временем погашен, и вряд ли ученик строил бы долгосрочные планы по поиску оружия, захвату школы и устранению учителя.

Вышел в офф-лайн

После произошедшего в школе №263, депутаты государственной думы, как это обычно бывает, отреагировали в рамках своей компетенциий. А именно: запретить на территории России компьютерные игры, по сюжету которых игрок должен применять насилие, стрелять и убивать.

"Реакция депутатов действительно была предсказуема. По крайней мере для меня", — рассказал "Правде.Ру" основатель одного из самых популярных сообществ "Живого Журнала" "Gamer" Дмитрий Тэлэри. — Я когда услышал, что случилось, то сомнений не было: если стрелял школьник, значит начнут запрещать компьютерные игры. Дескать, наигрался в стрелялки и пошел убивать. Это путь какого-то пиара для депутатов, просто, чтобы отметиться своей реакцией. К реальности такие доводы имеют мало отношения. Я понимаю, что компьютерная игра — это эмоции, живые эмоции. Это переживания. И на психически нездоровых людей такие переживания будут действовать сильно и это может к чему-то привести. Но в конкретном случае я не слышал, чтобы этот парень походил на умалишенного".

О том, что стрелявший молодой человек мог иметь психические отклонения, не сообщалось нигде. Одноклассники стрелка говорили, что он был не очень общительным, но такое поведение, конечно же, не говорит ни о чем: замкнутость может объясняться свойствами характера, а нежелание общаться — элементарной застенчивостью. Случаи, когда тихони брали в руки оружие и "самореализовывались", во всем мире фиксировались неоднократно. Но, в конкретном случае, версия о влиянии игр на поведение ученика не имеет под собой оснований.

Добро пожаловать, или Посторонним вход…

Эта версия не имеет прямого отношения к личности стрелявшего. Но если принимать ее во внимание, то вина за произошедшее может лежать на руководстве учебного заведения. В течение двух недель после трагедии в Отрадном, московские школы будут проверять на безопасность. Как будет происходить проверка вполне понятно: "сводный оркестр" из сотрудников различных ведомств прокатится по школам и устроит досмотр. А вот, что именно будут досматривать и по каким критериям будет понятно, что школа безопасна — ясно с трудом. Охрана школ — это сотрудник ЧОПа, который днем дежурит на входе, а ночью находится за закрытыми дверьми, "охраняет" учебное заведение. Функций у охранника немного, еще меньше возможностей. По закону сотрудники охранных фирм не имеют права на большинство действий, которые доступны полицейским. В некоторых школах услуги охранника оплачивает бюджет, в некоторых — родители, которые ежемесячно скидываются на сомнительную безопасность.

Дети говорят, что 3 февраля в школе №263 были отключены турникеты на входе в учебное заведение. По их словам, недавно проводились какие-то работы и устройства были перепрограмированны на другие карты. Карты, понятное дело, раздать еще не успели. Тревожная кнопка работала — именно благодаря тому, что один из охранников нажал на нее, во дворе школы спустя четыре минуты появился полицейский наряд. По сообщениям правоохранительных органов, охранник хоть и нажал на кнопку, но не попытался воспрепятствовать ученику пройти в класс. Наверняка, взрослый мужчина прекрасно понимал, что в руках юноши находится огнестрельное оружие и дать ему доступ к детям, мягко говоря, шаг опрометчивый. Мужчина подчинился требованиям, ну, а о происходившем далее все известно. Конечно, чоповец не является сотрудником полиции, не имел при себе оружия и вообще не должен был гибнуть на рабочем месте. Безусловно. Но как-то все легко и непринужденно прошло.

Стоит сказать, что после того, как стрелявший был обезврежен и вывезен правоохранительными органами с места преступления, корреспонденту "Правды.Ру" не составило никакого труда проникнуть в школу. Кстати, дети в ней еще находились. Конечно, коридоры были набиты полицейскими и сотрудниками Следственного комитета. Но факт доказывает вышеизложенное.

Школьная охрана, которая, по сути, предназначена не для того, чтобы проверять наличие сменной обуви у детей, зачастую является полной профанацией. Требования для школ таковы, что охранник непременно должен быть. Но обеспечив эту "единицу", руководство школы не решает вопрос безопасности. По сути, требования удовлетворены, что вам еще нужно?

Читайте также: Гражданская война со школьной скамьи

Уроки географии

И наконец, конфликт с учителем. Неспроста мы решили вспомнить про эту версию в самом конце. Дело в том, что такой мотив, если он имеет место быть, связан и вытекает из всех предыдущих версий. Игры, оружие, плохая охрана. Факт один: школьник сделал то, что задумал. И уже не важно: видел ли стрелок в Андрее Кириллове того, кто мог "поломать ему жизнь". И пускай, с введением ЕГЭ учителя не могут повлиять на результаты экзаменов (разве что хорошо подготовить к ним ученика), дети все же видят в педагогах и надежду, и иногда непреодолимое препятствие на своем пути во взрослую жизнь. А если так, то конфликт, действительно, мог иметь для подростка такую важную и решающую роль. Вот только, почему о конфликте никто не знал, даже одноклассники стрелка?

Все вышеперечисленное можно запросто перечеркнуть. Все версии, которые, в том числе, лягут в основу уголовного дела можно поменять. Напридумывать, покопаться в причинах, действиях и мыслях можно всегда. Ну вот, например: расстрелял всех из-за несчастной любви, был конфликт в семье, возрастающее напряжение, был конфликт со сверстниками, посмотрел "не то кино". Перечеркиваем и придумываем еще...