За секс-рецидивистов вступился УК России

Свежий пример из практики судопроизводства: над 24 женщинами надругался серийный насильник. Его поймали и изобличили. Суд приговорил мерзавца всего к шести годам тюрьмы. Откуда такое гуманное наказание за особо тяжкое преступление? Объяснение простое: отягчающее обстоятельство "неоднократность" или попросту рецидив было исключено из УК России.

Шесть лет колонии за отсутствием отягчающих обстоятельств. Единственное, что может хоть как-то успокоить возмущенных жертв насильника, статья, по которой Сергей Ревякин отправится "топтать зону" в криминальном мире, мягко говоря, не в почете. "Изнасилование" и "Насильственные действия сексуального характера" — статьи, по которым суд вынес вердикт. Шесть лет за 24 нападения, которые Ревякин совершал в лифтах Зеленограда, Тушино, Химок.

Гуманность приговора объясняется тем, что в УК больше нет такого отягчающего обстоятельства (по обвинению в сексуальном насилии), как "неоднократность деяния". То есть, изнасиловавший единожды, может повторять преступление сколько угодно раз: на приговоре это не отразится. Норма УК ушла в 2003 году и даже сами судьи говорят, что недопустимость такой меры очевидна, а гуманизация Уголовного кодекса в этих его разделах не должна происходить так легко.

Читайте также: Путина просят дать право на защиту потерпевших

Ревякин начал нападать на женщин еще в 2004 году (по крайней мере, так считает следствие). Тогда насильник из Зеленограда был еще подростком. Свое "хобби" Ревякин не оставил даже женившись. Преступник действовал по одному и тому же сценарию с каждой своей жертвой: заходил с девушкой в лифт, завязывал беседу и говорил, что просто хочет познакомиться. Однако, когда двери закрывались, а кабина начинала движение, Ревякин неожиданно приседал, хватал потерпевшую за ноги, лез руками под одежду и насильно удерживал жертву. Потерпевшие довольно четко описывали нападавшего, однако быстро найти его не удалось. Полицейские даже придумали кличку своему "подопечному": Ревякина правоохранители называли "лифтер" или "пачкун". За несколько лет у зеленоградской полиции скопилось 11 заявлений от пострадавших. Все эпизоды были объеденены в одно производство. Появилась также запись с камер видеонаблюдения, которые были установлены в лифте. Лицо Ревякина и весь эпизод преступления были запечатлены максимально четко.

Первое "полноценное" изнасилование (в других эпизодах не было прямого полового контакта) Ревякин совершил в марте 2010 года. "Лифтер" угрожал жертве ножом и, опять же, попал под камеры видеонаблюдения. Молодой человек, сотрудник одной из столичных фирм, рассказал, что мужчина, похожий на фото, показанное по ТВ, работает водителем в соседнем офисе. Ревякина задержали.

"В ходе расследования уголовного дела следствие тщательно проверило Ревякина на причастность к совершению аналогичных преступлений", — рассказали корреспонденту "Правды.Ру" в ГУ СКР РФ. — Проводились многочисленные опознания, молекулярно-генетические и судебно-медицинские экспертизы. В результате, Ревякину предъявили обвинения в совершении в общей сложности 24 преступлений против половой неприкосновенности женщин".

Исходя из приговора, Ревякин в итоге ответил лишь за одно изнасилование, так как был совершен классический половой акт. Остальные эпизоды трактовались как действия сексуального характера, а их количество не имело значения. Шесть лет — это максимальное наказание по данным статьям.

Читайте также: Банк отобрал квартиру за выплаченный кредит

Кроме "пропажи" нормы "неоднократность", в УК РФ модернизировалась статья 68, в которой говорится о назначении наказания при рецидиве преступления. Этот пункт был смягчен. Если бы Ревякин попался до 2003 года (тогда норма "неоднократность" была в силе), ему могло бы грозить до 10 лет колонии по тем же 131-й и 132-й статьям, которые, по сути, практически дублируют друг друга в настоящий момент. Впрочем, серьезный срок — 15 лет колонии — в современной России можно получить за изнасилование несовершеннолетнего, повлекшее тяжкие телесные повреждения, либо заражение ВИЧ.

До 1996 года, когда действовал старый уголовный кодекс, Ревякин также мог отправиться в места лишения свободы "по полной катушке". Тогда в УК РФ не было понятия "насильственные действия", а статья "Изнасилование" трактовалась намного шире. Сейчас же, классифицирующие признаки преступления по статье "Изнасилование" могут позволить суду дать большой срок лишь в случаях совершения деяния группой лиц, с угрозой убийства или причинения тяжкого вреда здоровью.

Кстати об угрозе убийством. Следствие могло бы раскрутить эпизод, когда Ревякин угрожал потерпевшей ножом, но делать этого не стало. Можно лишь предположить почему: обвиняемый признал вину, начал активно сотрудничать со следствием, рассказывая про совершенные им эпизоды преступления. Следователям, что также понятно, такое поведение играло на руку: дело нужно было расследовать и передать в суд, как можно быстрее, учитывая мотивирующие команды руководства и общественный резонанс.

О гуманизации Уголовного кодекса сейчас заговорили с новой силой. Однако эксперты призывают не торопиться: ведь, отменив некоторые нормы, можно столкнуться с правовой коллизией. Дело Ревякина правомерность этих опасений вполне доказало.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"