На индийской подлодке могли быть россияне

В Индии загорелась, взорвалась и затонула подлодка российского производства "Синдуракшак", проекта 877ЭКМ, по классификации НАТО — Kilo. Предварительные версии ЧП — техническая неисправность, теракт или ошибка экипажа. "Правда.Ру" узнала кое-какие детали в судоремонтном центре "Звездочка", где в конце прошлого года подлодка завершала модернизацию.

Дизель-электрическую подлодку "Синдуракшак", которая лишь в нынешнем году пришла из Северодвинска, где она проходила модернизацию и плановый ремонт на верфи "Звездочка", планировалось сделать флагманом подводных сил Индии. По предварительным данным, на борту находилось несколько членов экипажа, возможно, они оказались заблокированными в отсеках. Во всяком случае, такова информация, которая поступает из открытых источников на этот час.

Как сообщает индийский телеканал NDTV, взрыв на субмарине "Синдуракшак" произошел около полуночи, затем три часа на ней тушили пожар, и лишь потом подлодка затонула. Еще одна подлодка этого типа — "Синдуратна", ошвартованная рядом с "Синдуракшак", была повреждена взрывом, но сумела отойти от места пожара.

По данным The Times of India, на борту субмарины находились 18 человек. Газета пишет, что людям удалось спастись от огня, спрыгнув в воду, некоторые из них были доставлены в больницу. Между тем Associated Press со ссылкой на ВМС Индии сообщает, что некоторые члены экипажа еще могут быть заблокированы в отсеках на борту подлодки, ведется операция по их спасению. Число погибших пока не называется.

Официальный представитель индийского флота заверил, что спасательная операция не прекратится, пока не будут спасены все члены экипажа. Власти Индии уже сформировали комиссию для расследования причин взрыва на подводной лодке. Как говорится в официальном заявлении ВМС, лодка затонула на месте своей стоянки, и лишь часть ее находится над поверхностью воды. Стоит отметить, что время инцидента подлодка не находилась на боевом дежурстве.

В то же время, по сообщению ВМС Индии, пожар возник во время зарядки аккумуляторов при подготовке лодки к выходу в море, следствие склоняется к версии несчастного случая. До этого трагического происшествия корабль совершил семь успешных выходов в море.

Некоторые индийские СМИ выдвигают версию, что это вполне мог быть теракт, якобы кто-то решил испортить индийскому народу его главный национальный праздник — День независимости, который отмечается 15 августа. Собственно, именно к выходу в море и к параду в честь этого праздника субмарина и готовилась, поэтому на борту шли необходимые для этого работы, выполнявшиеся личным составом.

Читайте также: Предтеча Чернобыля — подлодка К-431

В Мумбаи уже прибыли министр обороны Индии Аракапарамбил Энтони и командующий ВМС Индии адмирала Девендры Кумар Джоши. Министр уже заявил, что некоторые члены экипажа взорвавшейся и затонувшей в порту Мумбаи подлодки "Синдуракшак" мертвы, сообщает Reuters. Министр назвал произошедшее "величайшей трагедией за последнее время". "Я сожалею о моряках, отдавших жизни на службе стране", — заявил он. При этом он тоже пока не уточнил точное число жертв аварии. Правда, известно, что при взрыве ранения получили помимо подводников и три человека, которые находились на суше.

Напомним, что подлодка "Синдуракшак" проекта 877 ЭКМ, экспортная модификация проекта "Палтус" (по классификации НАТО — Kilo), была заложена на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге в 1995 году по заказу ВМС Индии.

Как уже сообщала "Правда.Ру", судоремонтный центр "Звездочка" в Северодвинске завершил модернизацию подлодки в конце минувшего года, и она не вызывала никаких нареканий. Контракт на выполнение среднего ремонта и модернизации "Синдуракшак" был заключен между "Звездочкой" и Министерством обороны Индии. Документ был подписан в июне 2010 года, а в августе того же года корабль прибыл в Северодвинск.

В ходе выполнения работ на субмарине в числе прочего были установлены гидроакустический комплекс Ushus, система радиосвязи СCS-MK-2, радиолокационная станция Porpoise и проведены другие работы, повышающие боевые качества и безопасность эксплуатации субмарины.

Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе верфи "Звездочка", "Синдуракшак" — первая из пяти модернизированных в Северодвинске индийских субмарин, выход которой к месту постоянного базирования выполнялся в ледовых условиях. Путь отремонтированной и модернизированной субмарины пролегал через Белое, Баренцево, Норвежское, Северное, Средиземное, Красное моря, Атлантический и Индийский океаны. По маршруту корабль заходил в порты Тромсе, Портсмут, Картахену, Александрию, Суэц, Джибути.

Всего за три месяца корабль преодолел около десяти тысяч морских миль. В походе вместе с индийским экипажем участвовала гарантийная группа российской стороны в составе семи человек. По докладу ответственного сдатчика корабля Леонида Бибика, трудный переход был выполнен в соответствии с установленным графиком.

Читайте также: Предтеча Чернобыля — подлодка К-431

По контракту в Мумбаи, где стоит "Синдуракшак", находится группа российских специалистов, которые ведут работы по гарантийному межпоходовому обслуживанию некоторых систем и механизмов. Это пятеро представителей "Звездочки" и двое с предприятий-контрагентов. Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе "Зведочки", никого и российских специалистов на борту корабля не было, все находились в гостинице.

Всего с 1997 года верфь модернизировала на своем стапеле уже пять ДЭПЛ по заказу ВМС Индии -- "Синдувир", "Синдуратна", "Синдугош", "Синдувиджай" и "Синдуракшак". Предприятие также продолжает работы по обеспечению ремонта и модернизации подобной подлодки "Синдукирти" в месте ее базирования — индийском городе Визакхапатнам.

Как сообщил "Правде.Ру" генеральный директор ОАО "ЦС "Звездочка" Владимир Никитин, на северодвинском предприятии сегодня пройдет срочное совещание, посвященное трагедии в Мумбаи. По его словам, "Звездочка" готова оказать полное содействие в расследовании и установлении причин трагического чрезвычайного происшествия.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"