Торговля трупами оптом и в розницу

Среди многочисленных криминогенных явлений одно из наиболее отталкивающих — торговля останками умерших. Такие преступления не часты, но общественный резонанс от их свершения весьма громок. Самое удивительное, что продавцы трупов — как правило, люди со здоровой психикой и уважаемой профессией. Что толкает их на совершение ужасного преступления?

Несколько дней назад новостные ленты ведущих СМИ заполнились заголовками, среди которых "В Татарстане задержаны торговцы трупами" был еще не самым сенсационным. Правоохранители задержали автомобиль, который вез части органов умерших, на трассе Москва-Уфа еще в июне. Однако только сейчас стало известно о процессуальных действиях против основных обвиняемых — начальника бюро судебно-медицинских экспертиз Наиля Нигматуллина и заведующей отделом судебно-медицинской экспертизы трупов Инессы Исхаковой. Правда, они не арестованы и от работы не отстранены — с них взята подписка о невыезде.

Оказывается, довольно длительное время предприимчивые медики занимались продажей частей останков умерших. Конкретно: отпиливали у трупов пятки для последующей продажи клиентам, среди которых были стоматологические, косметологические и даже глазные клиники. Зачем? Цель — получать коллаген.

Читайте также: Стой! А то полицейский боится стрелять

Этот белок имеет важное значение в человеческом организме, являясь, по сути, основным "строительным материалом" большинства органов и тканей. По мере старения или тех или иных болезней его количество уменьшается, качество начинает страдать. Скажем, дряблая кожа у пожилых людей — это как раз следствие уменьшившегося в ней ниже нормы уровня коллагена. Неудивительно, что клиентов у косметологических клиник — хоть отбавляй.

Коллаген обычно получают из тканей крупного рогатого скота, реже — свиней. Однако коровы нередко болеют "губчатой энцефалопатией" ("коровье бешенство") — тяжелейшим нейродегенеративным заболеванием, неизбежно заканчивающимся для больного человека смертью через этап серьезных поражений нервной системы. Теоретически, при заборе материала для получения данного белка, должен обеспечиваться строжайший контроль. Но практически, до сих пор даже ВИЧ-инфекцией умудряются заражать через обычную донорскую кровь.

И, потом, животный коллаген, несмотря на самую высокую очистку, при прочих равных условиях, хуже воспринимается человеческим организмом — ввиду слишком уж разной генетической структуры и иммунологической совместимости. Белок, полученный от трупов людей в этом смысле намного надежнее — отсюда немалый на него спрос.

Этот спрос и решили удовлетворить сотрудники республиканского судмедбюро Татарстана. По сведениям СМИ, надругательству подверглись больше трехсот тел умерших. Любопытно, что в сообщении об указанном преступлении сказано: "Сотрудники экспертизы подозреваются в незаконной торговле органами". Может ли такая торговля быть еще и законной?

Оказывается, может. Изъятие частей тел умерших является вполне законной процедурой, регламентированной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук от 25 мая 2007 г. N 357/40 "Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека" (с изменениями и дополнениями)"

Так что, чисто "технически", процедура изъятие пяток от тел умерших людей может быть вполне законной. Но лишь при выполнении двух условий. Первое, этим имеют право заниматься лишь медицинские учреждения, отмеченные в вышеупомянутом приказе МЗ. И второе, от родственников умерших не должно исходить официально оформленного отказа на проведение таких действий, согласно ст. 8 Федерального Закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека".

Читайте также: От цыганского криминала спасай себя сам

Вот и получается, что виновных в скандальном преступлении привлекают к ответственности не за "торговлю трупами", а всего лишь за "превышении должностных полномочий" по ст. 286 УК РФ, которая, правда, предусматривает до 4 лет лишения свободы, но позволяет подсудимому отделаться и штрафом в 80 тысяч рублей. Ну, а занимались бы они тем же самым официально, а не "из под полы", никто бы им и слова не сказал.

Разумеется, окончательные выводы по данному делу можно будет сделать лишь после окончания следствия и суда. Но уже сейчас можно констатировать, что происшедшее есть ярчайший пример действия так называемой "презумпции согласия" на изъятие органов и тканей у умерших с их последующей трансплантацией и иным использованием в медицинских целях. Иными словами, если умерший при жизни (или его родные) не зафиксировали свой отказ от таких действий, значит, с телом усопшего можно делать все, что угодно. При этом данное согласие считается настолько само собой разумеющимся, что никто и не думает спрашивать в обязательном порядке людей о его действительном наличии: многим ли придет в голову мысль требовать от врачей записать в медкарточку свой категорический отказ от посмертной трансплантации?

Так что, как бы не закончилась история, произошедшая в Казани, ее значение все равно будет шире, чем рамки обычной криминальной истории: этот вопиющая история привлечет внимание к проблеме, до сих пор не имеющей однозначного правового толкования.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"