Менее чем за год до Чернобыля в СССР произошла авария на атомной подлодке, масштабы которой по своим последствиям специалисты до сих пор сравнивают с аварией на реакторе АЭС. Наступившая эпоха гласности и перестройки так и не открыла эту аварию стране. О крупнейшей радиационной катастрофе на атомоходе К-431 заговорили только после развала Союза.
Еще пару лет назад АПЛ К-431 стояла у специально охраняемого причала одного из дальневосточных судоремонтных заводов. Ее окончательно утилизировали лишь совсем недавно… Увы, эта авария в августе перестроечного 1985-го так ничему и не научила советских атомщиков, ни военных, ни гражданских.
Через девять месяцев после крупнейшей радиационной аварии на подлодке в дальневосточной бухте Чажма грянул "сухопутный" Чернобыль. Главная причина обеих аварий — человеческий фактор. История, конечно, не знает сослагательного наклонения. Но все время так и просится выражение: аварии в Чернобыле могло бы и не быть, если бы советское "атомное" начальство учло ошибки, допущенные в дальневосточной бухте Чажма. Но давайте по порядку.
Закладка К-31 состоялась 11 января 1964 года на судостроительном заводе в Комсомольске-На-Амуре. 8 сентября того же года корабль был выведен из цеха и спущен на воду. Заводские швартовые испытания продлились с декабря 1964 по 19 мая 1965 года, государственные испытания завершились 30 сентября 1965-го.
С 1965 по 1984 год атомная подлодка совершила семь автономных походов на боевую службу, в том числе и в Индийский океан. В 1968–1971 годах прошла плановый ремонт. В 1974–1975 годах были перезагружены активные зоны реакторов. В 1981–1982 годах прошла ремонт. Всего за время службы прошла 181 051 миль за 21 392 ходовых часа. В 1978 году лодка в связи с изменением оперативно-тактической нумерации флотских боевых кораблей была переименована в К-431.
10 августа 1985 года на судоремонтном заводе номер 30 в дальневосточной бухте Чажма при перезагрузке активных зон реакторов К-431 произошла грандиозная радиационная авария, каковых еще не было в советском ВМФ.
Суть аварии на К-431 такова. После перегрузки активной зоны кормового реактора подлодки (на АПЛ этого проекта их два) нужно было испытать корпус на избыточное давление. Но корпус полагающегося давления не держал. Офицеры-перегрузчики докладывать об этом "наверх" не стали — кому охота лишиться в конце года так называемой 13-й и 14-й зарплаты, которые только-только были введены на флоте для материального поощрения личного состава?
Вообще в российской и советской атомной технике, как в военной, так и в гражданской, заложена гигантская так называемая конструктивная "поправка на дурака". То есть для того, чтобы вывести из строя наши атомные реакторы, нужно очень высокопрофессионально постараться. Но наши, извините, дураки, увы, настолько изобретательны, что им и это удается!
Офицеры перегрузочной команды решили попытаться решить проблему самостоятельно. И получилось так, что они как бы переоценили свои силы, точнее, не предусмотрели всех возможных случайностей и, отступив от стандартной процедуры, допустили роковые ошибки.
Позже выяснилось, что причиной ЧП стал посторонний предмет (кусок электрода), попавший на уплотнительное медное кольцо крышки реактора. Чтобы устранить проблему, офицеры решили снова просто-напросто поднять крышку реактора, быстренько "вручную" очистить кольцо, поставить крышку на место и провести новое гидравлическое испытание корпуса реактора.
Кран плавмастерской начал поднимать крышку на обычных стропах. Но движение крышки вдруг застопорилось: что-то мешало. Стропы опасно натянулись, превратившись как бы в своеобразную пружину. На беду, именно в этот момент катер-торпедолов на скорости в 11-12 узлов прошел по бухте Чажма, вызвав волну. Эта волна и качнула перегрузочную "атомную" плавмастерскую вместе с находящимся на ней краном. Крышка реактора была как бы выдернута со всей системой поглотителей со штатного места!
Читайте также: Советская K-27 - подводный нагасаки
Реактор в считанные мгновения несанкционированно вышел на сверхкритический уровень. Началась неконтролируемая цепная реакция. Мгновенно выделилось огромное количество ядерной и тепловой энергии, произошел взрыв и выброс наружу всего жутко радиоактивного "свежего" содержимого реактора!
По свидетельствам очевидцев, крышка реактора весом в несколько тонн вылетела вертикально вверх на огромную высоту и оттуда упала вниз, обратно на корпус лодки, пробив его. Все, что было выброшено из реактора в момент взрыва, все остатки разрушенной активной зоны, упало в акваторию бухты, на пирсы, на территорию завода. В этот момент ветер дул со стороны бухты на завод и поселок. В считанные минуты все, попавшее в след гигантского радиоактивного выброса, стало радиоактивным…
Непосредственно при взрыве погибло 10 человек, восемь офицеров и два матроса-срочника. Среди погибших был и мой одноклассник по военно-морскому училищу, старший лейтенант Сережа Винник. Вечная память…
Как свидетельствуют многочисленные интернет-источники, корабль был выведен из строя, также из-за радиоактивного загрязнения пострадали плавучая мастерская ПМ-133, торпедная атомная подводная лодка К-42 (в результате она была списана) и еще дизельная подводная лодка, стоявшие рядом с К-431. По первым официальным подсчетам, количество облученных составило 114 человек, но к середине 90-х было официально выявлено уже более 950 пострадавших.
После аварии реакторный отсек залили бетоном, лодку отправили в бухту Павловского на длительное хранение, уменьшив осадку при помощи прикрепленных понтонов.
К-431 была выведена из эксплуатации и подготовлена к утилизации, и в период 1985–2006 годов (более 20 лет!) преспокойно находилась на долговременном хранении в бухте Павловского в заливе Стрелок. В середине 2000-х годов вопрос об утилизации подводной лодки обсуждался на уровне правительства России, и в 2010 году был достаточно жестко поставлен перед руководством дальневосточного завода "Звезда".
Правда, экологическая общественность тогда же начала роптать, что утилизация на предприятии может привести к непредсказуемым последствиям для 30-го судоремонтного и расположенного неподалеку поселка Дунай.
И было принято решение отступить от современной технологии утилизации реакторов подводных лодок: ядерное топливо из подлодки выгружаться не будет, реакторный отсек будет законсервирован целиком и вывезен для хранения в хранилище ДальРАО в бухте Разбойник. Так, уже практически в наши дни, закончилась жизнь субмарины, предтече Чернобыля…
Об этой аварии заговорили только после распада СССР. Помню, что до плавсостава ВМФ ее подробности довели лишь в декабре того же 1985-го года, после окончания работы госкомиссии. Вообще-то в ВМФ СССР было принято доводить до офицеров причины и последствия аварий — и радиационных, и ядерных, и навигационных, и так далее. Это нормальная практика — учиться на чужих ошибках.
Читайте также: Не забыть уроки ядерных катастроф
Но нюансы именно этой аварии были дико засекречены — о ней рассказывали лишь на специальных занятиях в штабе бригады подлодок, где автор этих строк тогда служил, причем конспекты велись в тетрадях, носивших гриф не "Для служебного пользования" или "Секретно". На этих тетрадях стоял могучий гриф "Совершенно секретно".
Как-то, уже в конце 80-х, мне довелось общаться со знакомым инженером Ленинградской атомной электростанции. В военно-морском инженерном училище в Севастополе мы учились вместе, но вдруг перед самым выпуском у него нашли серьезное заболевание, которое не позволило ему пойти в плавсостав, на флот. Так он и попал на гражданскую атомную станцию.
Так вот, несмотря на то, что после аварии на К-431 прошло уже несколько лет, до гражданских инженеров так и не довели информацию по этому вопросу. Все "затмил" Чернобыль. И для него мой рассказ об аварии на подлодке, предшествовавшей Чернобылю, был настоящим откровением. Как и для большинства других гражданских атомщиков. И авария в Чернобыле стала как бы почти натуральной копией аварии на К-431. Инженеры атомной станции с невиданным упорством победили заложенную в атомном реакторе четвертого блока "поправку на дурака"…
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"