На торгах в аукционных домах с молотка регулярно уходят шедевры искусства, за право обладать которыми идет отчаянная борьба среди ценителей прекрасного. Однако купленный с боем "трофей" нередко оказывается подделкой. Но как фальшивки попадают в каталоги аукционных домов и можно ли обезопасить себя от "удачи" стать обладателем одной из них?
Прежде всего, стоит сказать, что проблема фальшивок в мире искусства по-настоящему остро встала во второй половине XX века, когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. Так, в 1965 году выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, авторство которого приписывалось Гойе, — подделка. В 1976-м в музее Корнеля всплыли подделки Камиля Коро. Несмотря на то, что этот художник за всю свою жизнь написал примерно 600 картин, только на американском рынке гуляет три тысячи приписываемых мастеру работ. Гораздо чаще подделки оказываются в частных коллекциях, обладатели которых защищены гораздо хуже авторитетнейших музеев мира.
Нередки случаи продажи подделок и ведущими аукционными домами. Так, в 2012 году лондонский суд постановил аукционный дом Christie's выплатить 1,7 миллиона фунтов стерлингов Виктору Вексельбергу за приобретенное им на аукционе Christie's произведение известного русского художника Бориса Кустодиева, оказавшееся поддельным. Картина неизвестного мастера ХХ века, подделанная под Бориса Кустодиева, была продана за 2 миллиона 900 тысяч долларов еще в 2005 году. Подделкой оказался и приписываемый кисти Леонардо да Винчи "Женский портрет" ("La Belle Ferronniere"), проданный в январе 2010 года на аукционе Sotheby's за 1 миллион 538 тысяч долларов. В Америку он попал в 1920 году в качестве свадебного подарка европейской невесте от ее крестной матери. Позже ученые доказали, что портрет был написан не ранее, чем спустя 100 лет после смерти да Винчи, хотя и в манере, свойственной великому живописцу.
Читайте также: Кракозябры по цене полотен Ван Гога
В конце мая 2005 года в Минске на аукционе "Парагис" была продана картина Марка Шагала, которую еще задолго до аукциона признали подделкой. Экспертизу картины проводили параллельно специалисты Третьяковской галереи и Комитет Шагала в Париже. Обе группы экспертов пришли к мнению, что картина Шагала "не является подлинником". По всем правилам аукционов подобное произведение должны были снять с торгов. Однако "Парагис" выставил подделку на продажу, предварительно ознакомив покупателей с отрицательными оценками. И картина все же была продана за 650 тысяч долларов.
26 мая 2004 года на аукционных торгах Sotheby's в Лондоне была продана картина Ивана Шишикина "Пейзаж с ручьем". Картина была оценена в 550 700 тысяч фунтов (1,28 миллиона долларов) и помещена сначала в каталог, а потом на предаукционную выставку. И только в процессе аукциона выяснилось, что она является подретушированной работой голландского живописца Маринуса Адриана Куккука (1807-1868) и стоит менее одного процента суммы, в которую был оценен "Шишкин". В 2001 году на кельнском аукционе "Лемпертц номер 802" была продана картина главы Дюссельдорской школы Андреаса Ахенбаха, обнаруженная в Москве в 2003 году как работа Ивана Айвазовского.
Грандиозный скандал в мире искусства разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома Sotheby's и Christie's опубликовали свои весенние каталоги выставляемых на продажу произведений современного искусства. Неожиданно оказалось, что оба дома предлагают потенциальным покупателям одну и ту же картину — "Вазу с цветами" Поля Гогена. Каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал, поскольку все сопроводительные документы обеих картин были в полном порядке. Лишь в результате дополнительного анализа ведущего эксперта творчества Гогена Сильвии Круссар, выяснилось, что работа дома Christie's, является искусной подделкой.
В 1995 году полицией был пойман известный фальсификатор Джон Майатт. Этот англичанин с 1987 по 1994 годы производил подделки известных произведений знаменитых художников и продавал их крупным аукционным домам — в том числе Sotheby's и Christie's. За время своей деятельности он успел сбыть под видом оригиналов около 200 работ в стиле Пикассо (Pablo Picasso), Ван Гога (Vincent van Gogh) и Шагала (Marc Chagall). По оценкам экспертов, в обороте все еще пребывают около 80 поддельных работ, выполненных Майаттом, и многие коллекционеры до сих пор не подозревают, что в их собраниях находятся фальшивки.
Действительно, зачастую качество подделок настолько высоко, что даже опытные эксперты затрудняются однозначно судить об авторстве представленной на их суд работы. Это явление универсальное, по всему миру. Поэтому сегодня коллекционеры никак не застрахованы от покупки подделки. И даже приобретая полотно на крупном и авторитетном аукционе, нельзя быть уверенным, что оно не фальшивое. Поскольку, несмотря на то, что аукционные дома и прикладывают экспертизу, за подлинность вещи они не отвечают. Сегодня многие коллекционеры даже не подозревают, что в их собраниях находится большое количество подделок, наивно полагая, что за большие деньги купили хорошие дорогие вещи с интересной историей. Не каждый коллекционер готов и открыто заявить, что за большие деньги купил подделку, опасаясь потерять репутацию серьезного собирателя. Об этом хорошо знают, и этим пользуются современные фальсификаторы искусства.
На сегодняшний день одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. Большая часть профессиональных копий изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Много на сегодняшнем арт — рынке и американских подделок.
В 1996 году разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу "Учебник фальсификатора" — руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950-1996) создал тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве "ранее неизвестных" произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял свои "шедевры" на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Что не простили фальсификатору — изготовление подделок или честного рассказа о тайнах профессии, сегодня так и остается загадкой.
Сегодня профессия фальсификаторов процветает и в России. По данным специалиста Третьяковской галереи, заслужившего звание лучшего эксперта Европы, Владимира Петрова, сегодня в Петербурге существует "школа" художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина и художников авангарда. Помимо живописцев, часто подделывают и старинные иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, — единицы, и все они в музеях. На Западе также часто подделывают: Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поля Гогена.
По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи подделок в России, составляет от 8 до 50 процентов от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в 200 — 700 миллионов долларов. Как видно, это дело прибыльное и, к сожалению, достаточно трудно доказуемое. Поэтому искусство подделки сегодня процветает, а современные фальсификаторы продолжают поставлять свои "шедевры" в ведущие аукционные дома, учитывая веяние моды на того или иного художника.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"