Очередная трагедия с участием самолета Ан-2: в Ставропольском крае во время опыления полей произошло авиакрушение. В результате ЧП один человек, мужчина 1970 года рождения, погиб. Причины трагедии выясняются. При этом эксперты отмечают, что несмотря на то, что парк Ан-2 в РФ достаточно старый, виновен в подобных катастрофах человеческий фактор.
В Ставропольском крае разбился Ан-2, который на момент ЧП занимался опылением полей. По одним данным, на борту находилось два человека, один из которых погиб. По другой информации, которую предоставило МЧС, в самолете находился только пилот, мужчина 1970 года рождения, который погиб при столкновении машины с землей. "Кукурузник" после падения загорелся и к прибытию пожарных от самолета остался практически один каркас. Спасатели говорят, что Ан-2 пытался совершить аварийную посадку, когда в воздухе что-то пошло не так, но пилоту не удалось выправить ситуацию.
В последнее время Ан-2 становятся героями сводок с завидной регулярностью. Чего стоит эпопея с поиском пропавшего "кукурузника", который вылетел с аэродрома в Свердловской области летом 2012 года. Самолет нашли лишь недавно. Жертвами этого крушения стали 13 человек. Причины авиакатастрофы выясняются.
Отметим, что опытный образец Ан-2 был представлен в 1947 году. Генеральный конструктор Олег Антонов назвал свое детище "везделетом" и говорил, что самолет займет в воздухе то место, которое на земле занимает полуторка (грузовой автомобиль ГАЗ — АА, легендарная машина, прошедшая всю Великую Отечественную войну). Антонов был уверен в своем детище, но он, скорее всего, и не предполагал, что Ан-2 окажется таким долгожителем.
Отказаться от использования Ан-2 в сельском хозяйстве или малых авиационных перевозках до сих пор не позволяет его неприхотливость, легкое управление и возможность посадки и взлета там, где другой самолет сможет лишь стоять как памятник авиации. Вот только авиапарк крылатых "аннушек" морально и технически устарел, что может представлять серьезную опасность для тех, кто все еще летает на "небесном ослике" (НАТО классифицирует самолет как "Colt" — ослик, жеребенок, — прим. ред.). Производство Ан-2 прекратилось в 70-х годах прошлого века, и единственной страной, где до сих пор выпускают "осликов" серийно, является Китай. Только китайцы делают самолеты уже другого поколения: с новыми мощными моторами и современной авионикой. В России же летают те самые "аннушки", которые поднимались в небо еще 40 лет назад, и как им удается это делать до сих пор — одному Богу известно.
Читайте также: Загадка Ан-2: кого же слышали радиолюбители?
В реестре воздушных гражданских судов РФ числится 1435 подобных самолетов, а только в 2013 году произошло крушение четырех Ан-2, в результате которых погибли более двадцати человек. Если авиааварии с участием "долгожителя" станут регулярными, то вполне вероятно, что из всего парка "аннушек" в небо не поднимется ни один самолет. Такое уже случалось, когда после катастрофы с Ан-24 президент России порекомендовал отказаться от использования Ан-24.
Бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов знает об Ан-2 не понаслышке. Олег Михайлович сам пилотировал этот самолет, забирая экстренных больных из самых отдаленных уголков Советского Союза. Тогда Смирнов и "аннушка" спасли не одну жизнь.
"Я не знаю причин катастроф, которые за последнее время произошли с Ан-2, но могу кое-что предположить, а кое-что сказать наверняка", — рассказал корреспонденту "Правды.Ру" Олег Смирнов. "Я уверен, что самолет здесь ни при чем. Основная причина катастроф — в плохой подготовке экипажей, недостатке организации летной работы, плохом контроле за полетами, плохом обучении на авиатренажерах и реальных самолетах. Вот причина этих катастроф! Я вам даю гарантию, что техника здесь не подвела. Хотя есть еще один момент: Россия отказалась от производства авиационного бензина и его приходится закупать в других странах. Естественно, что для некоторых регионов это дефицит и самолеты заправляют обычным автомобильным топливом. Можно предположить, что это тоже могло стать причиной крушения Ан-2, в который влили простой бензин".
По мнению Олега Смирнова, несмотря на достаточно старый парк "аннушек" отказываться от использования этого самолета в России категорически нельзя. "Представьте, что вы живете не в Москве, а, скажем, в городе Энске. В этом городе, где вы живете с семьей и детьми, нет дорог и сообщения с "большой землей". И единственная надежда на то, что вас успеют доставить в больницу, привезут продукты или одежду — тот самый Ан-2, неприхотливый самолет, который взлетит и сядет где угодно и когда угодно. Большая часть полезных ископаемых нашей страны находится в труднодоступных районах. Как разрабатывать все эти богатства без помощи малой авиации, которая доставит туда людей? Неужели это не лучший ответ на вопрос: стоит ли отказаться от Ан-2?".
Читайте также: "Наша авиация напоминает самолет в крене"
Китайские "аннушки" расходятся с заводов как горячие пирожки зимой. Несколько десятков стран выстраиваются в очереди, чтобы заполучить знаменитый самолет. По словам Смирнова, те Ан-2, которые сейчас летают, смогут еще очень долго подниматься в небо без каких-либо проблем, но возродить "кукурузник" и начать его производство в России — жизненно необходимо.
"Куда годится, если мы будем закупать наш самолет у китайцев", — негодует летчик. — Нам нужно самим выпускать Ан-2, этот самолет крайне необходим".
С Олегом Смирновым можно согласиться. Летчики также уверены, что катастрофы прекратятся, если в малой авиации будет больше контроля за тем, в каком состоянии самолет уходит на взлет и кто им управляет. Но не все так печально: Ан-2 все же возвращается. На авиастроительном заводе в Подмосковной Балашихе готовят к выпуску "аннушки" нового поколения. Самолет будет называться АН-2МС. Машина оснащена американским двигателем, летает на керосине (что значительно дешевле авиационного бензина), а выдающиеся характеристики сохранены.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"