Врачи "скорой помощи" страдают от агрессивных пациентов. Медики говорят, что спасать жизнь они обязаны, поэтому выезжают на любой вызов и пытаются спасти каждого пациента. Правда, от некоторых неадекватных и агрессивных больных спасать нужно самих врачей. Только в столице за неделю было зафиксировано шесть нападений на бригады "скорой помощи".
Агрессия, направленная против медиков бывает разной: от спонтанного недовольства услугами до пьяных дебошей или целенаправленных нападений с целью заполучить, например, наркотик. Полиция говорит, что такая тенденция развивается не только в Москве, а защитить медиков порой оказывается попросту невозможно: оружие не раздашь и полицейский наряд к каждой машине "неотложки" не приставишь. По данным полиции, среди нападающих на людей в белых халатах почти нет сумасшедших пациентов.
Сотрудница станции "скорой медицинской помощи" Лариса Куваева (это не настоящее ее имя) рассказывает о буднях врачей "неотложки" по-профессиональному обыденно.
"Ничего особо интересного или сенсационного каждый день мы не видим", — говорит Лариса. "Когда большие мероприятия в городе — выезжаем на них, дежурим. Иногда при большом скоплении народа кому-то становится плохо. Тогда везем в стационар. Каких вызовов больше всего? Не знаю. Всего по-немногу. Инфаркты, обострения сезонные у больных. Бывает и поножовщина и драки. ДТП, опять же".
Читайте также: Вытрезвитель — медучреждение вне закона
Что касается нападений на врачей Лариса говорит, что такое в ее практике случалось неоднократно, но, слава богу, всегда заканчивалось благополучно.
"Я 12 лет на "скорой", всякое было. Но так чтобы грабили нас — к счастью, нет, не бывало. Обычно мы сталкиваемся с агрессией родственников. Вот был случай, когда у нас на руках умер больной. Уже нельзя было помочь — дедушка старенький, болезни хронические.
В общем, сделали что могли, что успели, но — увы. Так дети этого дедушки на нас с кулаками набросились, дверь заперли и приказали делать все, чтобы он выжил. Ну, что могу сказать. У нас нет молодильных яблок. Поговорили с людьми по-спокойному, все объяснили, успокоили. Вроде как все и разрешилось — выпустили нас".
К сожалению, такой спокойной практикой на "неотложке" как у Ларисы, похвастаться может далеко не каждый врач ли фельдшер. В основном, бригады "скорой помощи" состоят из женщин. Как правило, единственный мужчина — водитель. Поднимаясь в квартиру, откуда поступил вызов, врачи оказываются один на один с пациентом и его окружением, которое может быть вооружено, неадекватно и находится в сильном подпитии.
В чемоданчике у медиков могут находится препараты запрещенные к свободному обороту, проще говоря, наркотические вещества. Именно из-за этих ампул иногда происходят нападения, а врачи сами становятся пациентами на больничных койках с диагнозами "огнестрельное" или "ножевое ранение".
О том, как защитить бригады "скорой" правоохранители начали говорить давно. МВД считает, что необходимо ввести в законодательство статью, которая предусматривает наказание за нападение на врачей "неотложки", а также разобраться в вопросе охраны сотрудников. Что касается последнего предложения, то пока неясно откуда именно брать средства на услуги охранников, да и, собственно говоря, кто должен выступать в роли "неотложных секьюрити": сотрудники ЧОПов или штатные сотрудники полиции?
Впрочем, с нетрезвыми и агрессивными пациентами сталкивается теперь не только "скорая", но и врачи в больницах. В некоторых регионах России несколько лет назад были упразднены медицинские вытрезвители. Заведения, которые народ окрестил "мыльниками" просто закрыли, а на вопросы о том, куда теперь девать пьяных, был получен ответ: "Как куда? В больницу, конечно! Медвытрезвители находились в структуре МВД и персонал их состоял, естественно, из сотрудников полиции. То есть, заботы о доставке загулявшего и нарушающего общественный порядок гражданина, ложились полностью на плечи полиции.
Исключая, наверное, те ситуации, когда "пациенту" действительно требовалась квалифицированная медицинская помощь и помещение в стационар: тут правоохранители обращались к медикам. Теперь же, задача по транспортировке, помещению в стационар и дальнейшему сопровождению нетрезвых (чаще сильно) граждан, легла на плечи медицинских служб.
"Это ад какой-то", — продолжает сотрудница станции "скорой помощи" Лариса. "Ведь не всегда пьяному человеку требуется помощь врача. Бывает достаточно лишь проспаться. Но бывает так, что от нетрезвого пациента, пока он не проспится, нужно защищать окружающих. А кто этим будет заниматься в больнице или машине "скорой"? Врачи?"
Логика медиков абсолютно понятна. Такой ералаш в части разграничений полномочий в ведомствах не доведет до добра. Хотя недавно власти некоторых областей, где были упразднены медвытрезвители, снова заговорили об их необходимости. И даже несмотря на то, что никакой отрицательной статистики не приводится, понятно, что достать "мыльник" из пепла чиновники решили не просто так.
Вопрос о безопасности врачей "скорой" все же повис в воздухе, а ответов на него пока немного. Получается парадокс: врача будут судить за неоказание помощи даже в том случае, если эту помощь оказывать невероятно сложно, но о безопасности самого медика никто так и не подумал. Остается лишь ехать на очередной вызов надеясь на то, что все обойдется.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"