Жандармы патрулируют Лувр из-за карманников

Посещение Лувра — самый главный пункт любой туристической программы в Париже. Однако погружаясь в атмосферу прекрасного, не стоит терять бдительности, полагая, что музей — свободное от воров место. Так, в Лувре уже не первый год успешно орудуют целые банды карманников, жертвами которых становятся не только туристы, но и сами сотрудники Лувра.

Обязательным местом для посещения любого туриста в Париже является знаменитый Лувр. Однако погружаясь в атмосферу прекрасного, не стоит терять бдительности, полагая, что музей, и все присутствующие в нем надежно защищены. Так, в знаменитом музее Франции уже не первый год успешно орудуют целые банды карманников, жертвами которых становятся не только туристы, но и сотрудники Лувра.

Чаще всего кражами занимаются несовершеннолетние преступники, имеющие право бесплатного посещения музея. При этом если они и попадаются в руки полиции, подростков практически сразу же отпускают, и на следующий день юные воры возвращаются в залы музея снова.

С цель хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, страдающие не меньше посетителей сотрудники музея подали коллективную жалобу в прокуратуру города. В знак протеста работники даже объявили символическую однодневную забастовку (в ней приняли участие 200 человек) и закрыли музей. Однако воришек меньше не стало. "Не секрет, что в местах скопления туристов часто орудуют карманники, и Лувр тому не исключение, — отмечают в музейном профсоюзе. — Но если раньше досадные инциденты были единичными, то за последние полтора года ситуация серьезно ухудшилась".

По данным парижской полиции, в музее орудует не меньше карманников, чем в метро города. Как правило, руководителями детских воровских группировок являются представители цыганской общины из стран Восточной Европы.

В последнее время преступные элементы из Восточной Европы активизировались во всех главных туристических местах Парижа. Главную опасность для туристов представляют юные преступники из Румынии и Болгарии, в основном это подростки-цыгане. Они могут окружить и обокрасть туристов в любом из районов города, но в туристическом центре такие случаи происходят наиболее часто.

Читайте также: "Кража века" приподнесла новые версии

В связи с этим французская жандармерия приступила к патрулированию как Лувра, так и других парижских достопримечательностей: Эйфелевой башни, Центра Жоржа Помпиду, собора Нотр-Дам де Пари, церкви Святого Сердца, а также дворца в Версале. Со своей стороны заместитель директора Лувра Эрве Барбаре выразил надежду, что "полиция задержится у нас как можно дольше, как минимум, на несколько месяцев, чтобы ситуация могла вернуться в нормальное русло".

При этом стоит отметить, что кражи в музее происходят далеко не всегда по вине малолетних преступников. Нередко воспользоваться легкой наживой могут и сами сотрудники знаменитого музея. Однако, в отличие от карманников, работников больше интересуют экспонаты самого музея. Так, большую известность получила кража из запасников Лувра двух 24-сантиметровых подсвечников из чистого серебра, относящихся к XVIII веку, стоимостью в 30 тысяч евро.

По мнению экспертов, историческая и художественная ценность предметов в денежном эквиваленте вообще неизмерима. Несмотря на организованные поиски по залам, фондам и подсобным помещениям, уникальные экспонаты так и не были обнаружены. При этом руководство музея обратилось в полицию только спустя полтора месяца после обнаружения кражи, и то под давлением аудиторов — через два дня после их заключения.

Стоит отметить, что в заключение аудиторов персонал музея открыто обвинялся в отсутствии осуществления четкого учета и должного контроля за произведениями искусства, как в запасниках, так и экспонируемыми в залах. Состояние средств охраны уникальных художественных ценностей также оценивалось как крайне неудовлетворительное. Согласно отчету, "музей из года в год представляет лишь приблизительные данные, указывая, что в экспозиции и запасниках находится около 400 тысяч предметов искусства".

Аудит, проведенный компанией Cour des Comptes, всего за неделю до злополучной кражи также показал, что "управление музеем плохое, в бюджете непонятные огромные дыры, а безопасность оставляет желать лучшего. Сотрудники берут отгулы, когда им вздумается, обеденные перерывы тянутся часами, но самое главное — руководство Лувра не знает, сколько в его распоряжении предметов искусства.

Дирекция музея смогла дать только сильно приблизительную оценку". В последнем и кроется главная проблема музея и главный соблазн для преступников. Поскольку отсутствие документов с указанием точного количества экспонатов дает преступникам все основания полагать, что совершенная кража останется не выявленной.

В этом отношении очень показательно нашумевшее похищение шедевра Леонардо да Винчи "Джоконда". Как стало известно, его совершил бывший стекольщик музея Винченцо Перуджиа, итальянец по происхождению, стремившийся вернуть шедевр на родину. Полиции бы так и не удалось обнаружить похитителя и исчезнувший шедевр, если бы не антиквар Альфредо Джери. Именно ему некто Винченцо Леонарди предлагал купить исчезнувший из Лувра портрет Моны Лизы.

Когда после долгих переговоров, переписок и встреч Леонарди доставил картину в Галерею Уффици во Флоренции, он сказал: "Это хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!" Следствие по делу Перуджиа шло несколько месяцев. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. За это время он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными служащими. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть картину "Джоконда".

Важно отметить, что и тогда, в 1911 году, и сейчас сотрудники музея пытались найти оправдание в отсутствии должной системы охраны, непомерном объеме посетителей, плохом финансировании, недостатке квалифицированного персонала и низкой зарплате. И практика показывает, что за последние сто лет в работе знаменитого музея ничего не изменилось. А между тем именно неудовлетворительная техническая оснащенность музея, привычка смотрителей пить кофе по три раза в день в течение полутора часов и сыграли свою роль в момент похищения "Джоконды".

О том, что с 1911 года в музее мало что изменилось, наглядно показывает и история конца двадцатого века с кражей картины "Севрская дорога" Камиля Коро стоимостью в 1,3 миллиона долларов. Похищенный пейзаж обнаружен так и не был. При этом в зале, где висела картина, отсутствовало видеонаблюдение. В тот же время из музея была похищена и мраморная статуя римского божества.

И сегодня, несмотря на то, что через этот крупнейший и знаменитейший музей Франции за год проходит более 6 миллионов человек, дирекция по-прежнему не может найти средства для установки новейших средств охраны и для оплаты труда дополнительного персонала музея. И кражи по-прежнему продолжаются, а преступники, нередко, так и оказываются неизвестными.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"