Русского Брейвика обвинили и в экстремизме  

Следственный комитет предъявил Дмитрию Виноградову обвинения по нескольким статьям в окончательной редакции. Юрист из Москвы, который в ноябре прошлого года безжалостно расстрелял своих коллег, предстанет перед судом по обвинению не только в убийстве, но и за призывы к экстремизму. Поводом для этого стал Манифест Виноградова, который он разместил в интернете.

Следствие по делу Дмитрия Виноградова длилось почти шесть месяцев. Сейчас Следственный комитет предъявил обвинение в окончательной редакции и через некоторое время материалы могут отправиться в суд. Доказательная база по делу Русского Брейвика была изначально довольно внушительной. Виноградов, расстрелявший шестерых человек (седьмая жертва выжила) попал в объективы камер наблюдения и был задержан на месте. Помимо статьи за убийство двух и более человек, Русскому Брейвику инкриминируют статью за публичные призывы к экстремизму. Новое обвинение появилось из-за Манифеста Виноградова, который тот разместил на своей странице в соцсети "Вконтакте" утром 7 ноября, в день преступления.

"С целью обоснования и оправдания запланированного им преступления утром того же дня, перед совершением преступных действий, Виноградов опубликовал на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" текст под названием "Мой манифест", — рассказали "Правде.Ру" в СКР. "Следствием проверен текст и, согласно заключению психолого-лингвистической экспертизы, в его содержании были выявлены призывы к экстремистской деятельности". Под "произведением", в котором Виноградов говорит о ненависти ко всему человечеству поставили "лайки" 16 093 пользователя. Впрочем, такое внимание к "Манифесту" появилось уже после того, как Виноградов расстрелял сотрудников и посетителей офиса аптечной сети "Ригла". В момент публикации материала, учитывая небольшое количество он-лановых друзей "Русского Брейвика", на Манифест почти никто не обратил внимания. Тем более, никому в голову не могло прийти обратиться в правоохранительные органы, ведь в самом тексте выдвигаются скорее утопические идеи планетарного масштаба, а не руководство к действию.

Читайте также: "Русский Брейвик": я ненавижу вас всех!

Впрочем, о своих реальных планах Виноградов все же говорил и не языком борца за очищение планеты, а вполне обычными фразами, которые уж точно должны были быть восприняты серьезно, но этого не произошло. Стрелок предупредил о своих планах троих человек — девушку, из-за неразделенной любви к которой Виноградов решился на преступление, еще одну свою знакомую и врача в психиатрической больнице. Заявления не были восприняты всерьез и даже медик, у которого Виноградов наблюдался долгое время (Русский Бревик состоял на учете и принимал сильнодействующие таблетки) отмахнулся от несерьезных идей пациента.

Всерьез Виноградова восприняли уже после массового расстрела людей, а Роскомнадзор озадачился присутствием Манифеста в Сети. Ведомство потребовало от администрации соцсети "Вкотнакте" заблокировать документ, который был доступен для скачивания. Однако русский Фейсбук первоначально ответил отказом: администрация сослалась на отсутствие предписаний со стороны прокуратуры. На данный момент, страница Виноградова заблокирована, а после перехода по прямой ссылке на скачивание Манифеста сообщается, что документ находится в запрещенном реестре сайтов.

Виноградов, публикуя свой труд, после которого пошел на убийство, словно скопировал действия норвежского террориста Андерса Брейвика, который также опубликовал свой манифест. Однако прямая связь русского юриста и норвежского националиста теряется при первом же рассмотрении обоих текстов. Брейвиковский материал, который написан на 1500 страницах, является трудом многих лет и отражает политические взгляды, концепцию дальнейшего развития общества (каким ее видит автор) и руководство к действию. Виноградовский манифест напоминает, скорее, предсмертную записку: стрелок решал проблемы с самим с собой, а главное с обществом, которое он ненавидел по причине собственной (как ему, видимо, казалось) несостоятельности. Виноградов видел решение проблемы так, как он сам мог ее решить и на что у него хватило бы сил. К тому же, Русский Брейвик собирался покончить с собой после убийства, что помешала ему сделать полиция. Единственное что объединяет Брейвика и Виноградова — отсутствие внимания к их персонам до преступления, хотя тексты и идеи были озвучены изначально.

К сожалению, отследить весь трафик в соцсетях, а главное отделить гипотетические слова от возможных прямых действий довольно трудно. Что же касается Виноградова, то его дело, после ознакомления сторон с материалами, передадут в суд. И если московскому юристу вынесут пожизненный приговор, то в этом и будет сходство с судьбой норвежского террориста.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"