Самая загадочная кража в истории спорта

Зимней ночью в двери конного завода Баллимэни в Ирландии постучали. Старший конюх пошел открывать. То, что случилось потом, стало одной из самых необычных краж ХХ века, до сих пор так и не раскрытой. В ту ночь, 8 февраля 1983 года, перед конюхом предстали трое людей в масках. Налетчики пришли за Шергаром — самой ценной скаковой лошадью в мире.

"Шергар был лучшей скаковой лошадью в мире, принадлежавшей самому богатому человеку в мире. Это стало самым сенсационным инцидентом, когда-либо происходившем в спорте, — вспоминает комментатор скачек Дерек Томпсон. — Мы были поражены. Похитить лошадь? Ничего подобного раньше никогда не случалось".Пятилетний чемпион, собственность принца-бизнесмена Карима Ага Хана IV, стоил 16 миллионов долларов — эквивалент нынешних 44 миллионов.

Если бы Шергар не пропал, то сегодня он бы занимал девятую строчку в списке самых высокооплачиваемых спортсменов мира и даже опередил бы Криштиану Рональду, который стоит 42,5 миллиона долларов. Зарабатывал Шергар не только скачками: по достижении зрелости он в первый же год "женился" 35 раз, а конезаводчики выкладывали за его отпрысков до 130 тысяч долларов. Однако наибольшую известность ему принесла победа на престижнейшем дерби в Эпсоме двумя годами ранее: трехлетний практически жеребенок обошел своих соперников на десять длин — такого не было ни разу за 226-летнюю историю скачек.

Неудивительно, что красавец-жеребец в белых носочках был любимцем нации. Новостей от похитителей, без преувеличения, ждала вся страна, и вскоре те не замедлили проявиться: за освобождение Шергара бандиты требовали три миллиона долларов. Ответственность за похищение возложили на Ирландскую республиканскую армию, хотя ее представители, обычно смело берущие на себя ответственность за различные диверсии, ни разу не говорили о том, что похитили жеребца. В числе других вероятных похитителей называли новоорлеанских мафиози, а кое-кто подозревал в причастности к исчезновению коня даже полковника Каддафи.

Читайте также: Триллер английский, густо замешанный

Однако вернемся к событиям той февральской ночи. Шергара погрузили в фургон — и больше его никто не видел. Фитцджеральда же, отца шестерых детей, затолкали в машину и несколько часов возили по окрестностям, прежде чем выкинуть его в нескольких милях от дома. Конюха предупредили, чтобы он не смел рассказывать о случившемся полиции. Время для похищения преступники выбрали как нельзя более удачное: через день после кражи должна была состояться ярмарка скаковых лошадей, и дороги Ирландии были запружены фургонами, идентичными тому, в котором увезли Шергара.

А на связь конокрады вышли через троих журналистов, освещавших скачки — Джона Окси, Питера Кемплинга и уже упоминавшегося Дерека Томпсона. "Нас привезли в Europa Hotel, который славился тем, что его бомбили больше, чем любой другой европейский отель. Не забывайте, стоял 1983 год, и Белфаст был одним из самых опасных городов в мире", — рассказывает Томпсон. Вскоре в номере зазвонил телефон. Томпсона предупредили, что за каждым его шагом наблюдают, и приказали явиться в сельский дом в 30 милях от отеля на переговоры. Всего Томпсону звонили восемь раз, и каждый раз разговор длился не более минуты.

Похитители знали, что делают: на то, чтобы установить, откуда совершен звонок, полиции требовалось как минимум полторы минуты. Когда в 1:30 раздался последний звонок, Томпсону удалось растянуть разговор на минуту и 35 секунд: "Я подумал — вот и все, мы их поймали. Однако полиция сказала мне: извините, мистер Томпсон, человек, который занимается отслеживанием звонков, в 12 ночи пошел на дежурный обход. Это был лучший шанс, который нам предоставился, и он испарился".

Хотя хозяином Шергара считался Карим Ага Хан, официально конь принадлежал синдикату из 34 человек, доля каждого из которых составляла 394 тысячи долларов. Платить выкуп синдикат отказался из опасений, что это сподвигнет похитителей на ряд аналогичных преступлений. Через несколько дней преступники сообщили, что конь попал в аварию и умер. Больше на связь они не выходили.

Читайте также: "Черная кошка": банда, которой не было

По мнению Томпсона, к похищению Шергара была причастна ИРА, и только она. В этом он убедился, прочитав вышедшую в 1999 году автобиографию бывшего члена организации Шона "Информатора" О'Каллагана: "Каждый раз, когда я принимал звонок от похитителей, я использовал кодовое слово — имя одной известной скаковой лошади, — так что я знал, что говорю с одним и тем же парнем. Но было еще одно имя, которое я никогда никому не говорил — и когда я читал книгу О'Каллагана, я встретил его. Это потрясло меня до глубины души".

Рекорды Шергара на беговой дорожке всегда будут омрачены его драматическим исчезновением. Однако воспоминания о призере, стучащем копытами в Эпсоне, живы и по сей день.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"