Террористы в Пакистане вербуют элиту

Представьте себе террористическую группировку, которая вербует десятки тысяч молодых людей, в том числе, и среди военных. Группировку, которая оспаривает утверждение: экстремизм порождают бедность и необразованность, — члены которой состоят в родстве с государственными политиками и директором пакистанской Комиссии по атомной энергетике.

Знакомьтесь — это "Лашкар-и-Тайба", одна из самых опасных организаций в мире, согласно исследованию американского Центра по борьбе с терроризмом. Отчет Центра, озвученный в Военной академии США в Вест-Пойнте, объясняет, почему Пакистан так противится международному давлению и не преследует членов "Лашкар-и-Тайба" после того, как они убили 166 человека в Мумбаи в 2008 году и чуть не спровоцировали конфликт между Пакистаном и Индией.

Один из авторов документа, директор программы исследований Центра Дон Расслер, говорит, что "Лашкар" не просто интегрировалась в пакистанское общество — она прочно вросла в него. Теперь это не просто группировка, а целый институт.

Американские прокуроры уже предъявили пакистанскому Межведомственному подразделению разведывательной службы, ISI, обвинение в том, что именно оно готовило, направляло и финансировало американца Дэвида Коулмана Хэдли, организатора теракта в Мумбаи, в результате которого, среди прочих, погибли шестеро граждан США. Сейчас Хэдли отбывает 35-летний срок заключения.

В своем 56-страничном докладе авторы отмечают, что популярность "Лашкар", которую Штаты объявили террористической группировкой еще в 2001 году, бросает вызов традиционным подходам к борьбе с экстремизмом. "Если у вас есть организация, которая пользуется такой открытой поддержкой, у США не остается никаких вариантов, кроме контрразведывательных мероприятий, ужесточения наказаний и уничтожения террористов", — говорит соавтор исследования Кристин Фэйр.

"Лашкар" была основана в 1989 году Хафизом Саидом, который по сей день является духовным лидером группировки. Авторитет "Лашкар" столь силен, что ISI практически официально развернула силы группировки в Кашмире для защиты от посягательств Индии. Да и не только в Кашмире, если уж говорить начистоту. При этом в 2002 году Пакистан запретил деятельность группировки, однако ISI продолжает спонсировать ее деятельность, обеспечивает военную подготовку и оружие, а офицеры ISI "обрабатывают" руководителей "Лашкар".

Читайте также: Молодежь Пакистана выступает за шариат

По словам исследователей, чтобы разобраться в сущности "Лашкар", они изучили 917 биографий ее членов, убитых в период между 1989 и 2008 годами. Биографии были написаны соратниками погибших боевиков, а в одном случае — матерью террориста. Первое, что следует из жизнеописаний убитых — то, что "Лашкар" стоит особняком от всех других террористических организаций: на территории Пакистана группировка не "работает". А вот для других стран "Лашкар" выпускает смертников с угрожающей скоростью — по оценкам американских экспертов, всего из стен лашкарских учебных лагерей вышли от 100 до 300 тысяч террористов.

Большинство новобранцев присоединяются к группировке в возрасте 17 лет, и уже в 21 год погибают — в основном, в Индии и Афганистане. Среда, из которой они вышли, служит живым опровержением мнения о том, что исламские террористы "производятся в пакистанских медресе" и имеют крайне низкий уровень образования, если вообще учились хоть где-то. На самом деле большинство бойцов получили приличное высшее светское образование, тогда как пакистанские мужчины обычно еле-еле заканчивают среднюю школу. В религиозные школы ходили относительно мало боевиков. А к "Лашкар" они присоединились потому, что хотели вести более социально осмысленную жизнь, бороться с коррупцией и помогать своим братьям-мусульманам.

"Они — лучшие и самые яркие, и они не идут на пакистанский рынок труда, а внедряются в боевой рынок, — говорит Кристин Фэйр. — То, что терроризм рождается из бедности и медресе — миф, как и то, что мы можем победить его силами США".

Члены "Лашкар" обычно открещиваются от своих связей с пакистанскими силами безопасности. Однако вербовку ведет в тех районах страны, которые традиционно поставляют в пакистанскую армию основную часть офицерского корпуса. Так, минимум 18 бойцов "Лашкар" состояли в родстве с пакистанскими офицерами, а ряд других имел связи с элитой — религиозными лидерами и политиками. К примеру, смертник, известный как Абдул Раззак Абу Абдулла был племянников директора пакистанской Комиссии по атомной энергетике.

Интерес к джихаду Абдул начал проявлять еще в подростковом возрасте. Дядя пытался образумить племянника и пристроил его в армию. Однако молодой человек пошел в "Лашкар" и погиб в индийском Кашмире в возрасте 20 лет. С одной стороны, семейная трагедия, с другой — доказательство того, что ядерный потенциал Пакистана уязвим для террористов.

Безнаказанность "Лашкар" сказывается на поведении ее духовного лидера Хафиза Саида. Несмотря на то, что Индия предъявила ему обвинения и объявила награду в 10 миллионов долларов за его поимку, пакистанские власти и пальцем не пошевельнули, чтобы арестовать Саида. Более того, ему обеспечили полицейскую охрану, по данным США и Индии.

С момента теракта в Мумбаи "Лашкар" больше не проводила таких масштабных операций, сосредоточившись на политической деятельности. Однако группировка продолжает участвовать в террористической деятельности и антиамериканскую риторику. Нанести удар по базам боевиков США не могут из опасений, что это вызовет гнев Пакистана, чья помощь Америке необходима в Афганистане. Так что все, что остается американскому командованию — предпринимать более агрессивные действия против "Лашкар" в других странах.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"