В Екатеринбурге произошло преступление, заставившее вспомнить классические рассказы О'Генри, — вор совершил кражу специально для того, чтобы попасть в тюремный изолятор. Не дешевле ли было бы для государственного бюджета обеспечить вот таких вот нуждающихся и неблагонадежных граждан продуктовыми талонами на питание в специальных столовых?
Это произошло поздним вечером в один из дней февраля. 30-летний житель Екатеринбурга ограбил магазин "Элект" — на целую палку колбасы и еще какой-то мелочи. Воришка не очень спешил уйти от возмездия — и вскоре оказался в поле зрения прибывших сотрудников полиции, которыми и был задержан. Каково же было их удивление, когда преступник заявил им, что сам желает отправиться в тюрьму. Далее последовал душещипательный рассказ о том, как собственная квартира горе-вора сдана им постояльцам — но деньги за аренду он уже благополучно пропил.
Тем более, что у данного гражданина уже имеется и немалый личный опыт пребывания в тюрьме — он ранее был судим за грабеж, мошенничество и угрозу убийством. И, видимо, тамошние условия ему импонировали побольше, чем свободное, но голодное существование в родном городе. Тем более, как знать — а была ли у него, ввиду сданного собственного жилья, хоть какая-то крыша над головой — на фоне все еще стоящих по России морозов?
Теперь фигурант упомянутого трагикомического уголовного дела имеет все шансы получить и бесплатную кормежку, и такую же крышу над головой — на срок до 4 лет, по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Вопрос в другом — а насколько это выгодно для российского бюджета?
Конкретно указанный преступник, как неоднократно судимый, скорее всего, окажется в колонии строгого режима. Месячное содержание тамошних заключенных — 6800 рублей в месяц. В "зонах" с режимом обычным получилось бы подешевле, процентов на 40. Но, опять же, сюда входят лишь расходы на питание, коммунальные услуги, медобслуживание да еще кой-какие чисто бюрократические затраты.
Читайте также: Старики помогают ловить разбойников
Но ведь, помимо обеспечения сносной жизнедеятельности узника, главная задача места лишения свободы — чтобы он оттуда не сбежал. Что обеспечивается рядами колючей проволоки, автоматчиками на вышках, целым сонмом "контролеров", "офицеров-воспитателей" и других сотрудников колонии. Которым тоже требуется платить деньги, обеспечивать должное оборудование их рабочих мест и так далее. Просто эти средства идут по другой статье — и формально в расходах на содержание заключенных не учитываются.
Между тем, желание попасть в тюрьму посещает не только героев классических рассказов американского писателя О'Генри, жившего в 19 веке. Даже в советское время, когда мало-мальски сносное питание можно было обеспечить за счет сбора и последующей сдачи пустых бутылок, постаревшая мелкая криминальная "шушера", утратившая вместе с годами, проведенными на "зоне", былые отточенные навыки своего "ремесла", нередко пыталась попасть туда снова. А что — на "гражданке" как жить — непонятно, а там все свое, знакомое. Так что пословица "здравствуй зона — мать родная" родилась отнюдь не на пустом месте.
Сейчас же за счет сдачи пустых бутылок уже не проживешь. А жить хочется даже тем гражданам, которые, обычно по собственной глупости или страсти к выпивке (что, впрочем, одно и то же) лишились жилья, работы, достойного места в обществе. Куда им деваться? Жить в подвалах и теплоцентралях, прося милостыни? Так и в последнем "промысле" все схвачено, бизнес нищих жестко контролируется криминалом — и новичков-конкурентов там не жалуют.
Чем и кто реально помогает указанной категории граждан? В основном — только благотворительные организации, со своими отнюдь не бездонными финансовыми средствами. Они и готовят, в меру своих сил, обеды для бомжей, и организовывают для них приюты. Последние, впрочем, есть и в "юрисдикции" официальных структур — жаль только, что жить там постоянно невозможно, спустя некоторое время жильца попросят освободить помещение. Впрочем, для очистки совести среди чиновников собеса популярен тезис о том, что "бродяги сами не хотят жить в таких приютах — там им свободы не хватает".
Читайте также: Несостоявшаяся убийца стала писательницей
Конечно, никто в России не ведет статистики — сколько мелких преступлений совершают люди, подобно "свердловскому вору", готовые не просто отказаться от свободы бомжа — но променять ее на годы за колючей проволокой, но с относительной сытостью и крышей над головой. Но что они есть — сомнений не существует. А ведь обеспечение их сносного существования на свободе было бы гораздо дешевле такового в колонии. Не надо тратиться на охрану, многочисленный обслуживающий персонал — а скромный рацион из самых дешевых продуктов точно обойдется дешевле, чем упомянутые выше тысячи рублей в месяц.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"