Комиссия президентского совета по правам человека закончила проверку в колонии Копейска, где в ноябре прошлого года произошел бунт заключенных. Комиссия пришла к выводу, что условия содержания заключенных противоречат всем нормам. СПЧ рекомендует инициировать уголовные дела против сотрудников прокуратуры и выплатить долги по зарплатам осужденным.
СПЧ начал работу в колонии №6 в конце прошлого года. Члены комиссии проверяли заявления осужденных. Конечно, выводы комиссии не подтверждают слова заключенных о пытках, ведь на время работы правозащитников их, понятное дело, не было. Однако в выводах комиссии и без того много всего интересного. К примеру, свое подтверждение нашли слова "зэков" о том, что администрация не выплачивает зарплату тем, кто работает.
По закону, лицо, которое отрабатывает рабочий день в течение полной рабочей недели, имеет право на выплату 25 процентов от минимальной суммы оплаты труда. Однако и этих денег выплачено не было. "Работают до 16 часов в сутки. Осужденный Т. стал работать, так как подвергался запугиванию", — говорится в отчете комиссии. "Сообщил, что в настоящее время работает уже по своей воле. Зарплату не получает. Осужденный Х. сообщил, что трудоустроен официально. Получает на лицевой счет от 50 до 200 руб. в месяц. Осужденный Ш. сообщил, что работает без оформления по 24 часа с перерывом на сон 2 — 3 часа. Осужденный З. трудоустроен официально; на его лицевой счет зачисляется около 1000 руб. в месяц".
СПЧ отмечает, что еще в 2011 году Уполномоченный по правам человека Челябинской области обратил внимание на такое положение дел в исправительных учреждениях региона. Были поставлены задачи пересмотреть порядок начисления зарплаты для осужденных, однако ФСИН эти требования были проигнорированы. Комиссия пришла к выводу, что невыплата зарплат стала одной из причин бунта в колонии. Другая, не менее важная составляющая "грянувшего беспредела", как ни странно — туалеты. В докладе комиссии приводятся слова осужденного: "Осужденный Н. в своем объяснении показал следующее.
Попав в копейскую ФКУ ИК-6, Н. был определен в отряд № 2 "Адаптация". Режим дня: осужденных поднимают около 5:00-5:30 утра, затем выводят из отряда на плац. Лишь дважды до отбоя у них есть небольшие перерывы на еду и туалет. На то, чтобы справить естественные нужды, осужденным дается ничтожно короткое время, а полноценно это сделать можно лишь после отбоя, в ночное время".
Читайте также: В колонии Копейска царит анархия
Отдельным пунктом СПЧ были обозначены данные о "системе вымогательств" в колонии Копейска. Эксперты пишут: "В колонии сформирована устойчивая, разветвленная система вымогательства так называемой гуманитарной помощи. Начальник отряда ставит задачу старшине на благоустройство отряда, после чего тот начинает собирать деньги с учетом материальных возможностей самого осужденного и его семьи. Для того, с кого надо получить деньги, создают невыносимые условия: на него пишут рапорта о якобы совершенных им нарушениях". "Суммы поборов составляют от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Чаще всего на эти средства приобретаются товары, которые приносятся и передаются администрации колонии вместе с чеками. Есть предположение, что после этого данные суммы проводились как расходы бюджетных средств".
Кроме этого, СПЧ обнаружили в колонии №6 так называемые "секции дисциплины и порядка" (СДиП), которые были запрещены в 2009 году. В рамках таких "секций", где состоят активисты от администрации колонии, а также сотрудники учреждения, происходит психологическое давление на заключенных, которых, фактически, вынуждают бесплатно работать.
Итогом работы комиссии стали рекомендации, которые призывают начать расследование в отношении сотрудников органов прокуратуры региона. "Поручить расследование уголовного дела о превышении должностных полномочий в ИК-6, возбужденное СУ СКР по Челябинской области, следственной группе, сформированной из следственных работников СКР, независимых от СУ СК по Челябинской области", — говорится в рекомендации СПЧ.
"Обеспечить привлечение виновных должностных лиц, включая должностных лиц надзирающей прокуратуры, к установленной законом уголовной и иной ответственности".
Ждать или нет новых расследований, равно как и новых бунтов — никому неизвестно. Однако, как показала практика, поводом для действительно въедливой и независимой проверки, может послужить беспрецедентное в истории пенитенциарной системы происшествие.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"