Пресс-служба ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщила о задержании врача-нарколога. Медицинский работник подозревается в получении взятки от пациента. Случай, надо сказать, нетипичный, так как наркологам в этом плане сложно "развернуться". За что же могут получать такие незаконные "гонорары" врачи данной специальности?
На первый взгляд, сообщение о взятке наркологу — почти сенсационная новость. Ведь наркология отнюдь не входит в топ наиболее прибыльных врачебных специальностей. На вершине которого традиционно находятся хирурги (особенно — специализированные, вроде нейро-, микро-, сосудистых и т. д.), другие доктора, работающие с "нормальными", а значит, "платежеспособными" пациентами. Конечно, и нарколог может получить благодарность от какого-то "зашедшего в белочку" бизнесмена — но обычно от алкоголиков-наркоманов больших денег не дождешься.
Да, в общем, задержанный эскулап непосредственно с больными дело и не имел. 39-летний доктор работал заведующим химико-токсикологической лабораторией СПб ГБУЗ "Межрайонный наркологический диспансер №1". Увы, пожелание "чтоб ты жил на одну зарплату!" воспринимается в качестве проклятия не только обаятельными жуликами из кинофильма "Бриллиантовая рука". Что и закончилось получением рокового "конверта" с 27 тысячами рублей в рабочем кабинете 15 февраля — за незаконную выдачу справки об отсутствии употребления наркотических веществ.
О других аспектах дела правоохранители по понятным причинам умалчивают. Но некоторые предположения относительно них можно сделать уже сейчас. Ведь упомянутое наркологическое заключение действительно может стоить дорого — и не только в смысле денег. Ответственность-то в сверхлиберальном российском законодательстве за само по себе употребление наркотиков чисто условная — административный штраф до 4 тысяч рублей.
Другое дело, когда речь заходит о других, сопутствующих факторах. Когда человек, задержанный милицией, не является постоянным посетителем наркопритонов — а вполне даже благополучным членом общества, "балующимся" "травкой" или "колесами" от случая к случаю. Много ли будет радости такому "скрытому наркоману", если о его пагубной привычке узнает любимая девушка, шеф на работе, друзья в студенческой группе, коллеги по бизнесу и т. д.? Вот тут уж поневоле задумаешься о том, каким образом скрыть факт наркотического опьянения — не ради экономии сотни баксов, а ради сохранения доброго имени среди социального окружения.
Читайте также: Взятки победят заоблачными зарплатами
Тем более, опьянение — опьянению рознь. Вопрос, который часто ставит в тупик нерадивых студентов-медиков на экзамене: "Чем наркомания отличается от токсикомании?" Правильный ответ: "По механизмам ничем — просто вещество, считающееся наркотиком, должно быть внесено компетентными органами в соответствующий список" И, главное, за употребление, производство, сбыт наркотиков предусмотрена ответственность, и порой нешуточная (до 20 лет лишения свободы для производителей и дилеров) — а вот за тоже в отношении "токсических веществ" ответственность минимальна.
То есть, конечно, если от их потребления кто-то умрет — по сторонним статьям УК продавца, может, и засудят, но возиться придется долго, и с непредсказуемым результатом. Чем успешно и пользуются распространители всевозможных "спайсов" — спекулируя на том, что законодатели просто не успевают вносить в списки наркотических препаратов все новую дрянь.
Наконец, первичные тесты на употребления наркотиков достаточно неспецифичны. Так, стандартная тест-полоска при опускании в собранную мочу испытуемого, покажет одинаковый результат "употребления опиатов" независимо от того, что принимал человек. То ли съел таблетку "Пенталгина" (куда входит кодеин — он же "метилморфин") — то ли "укололся, протащился и забылся" ампулой купленного у "барыги" настоящего морфия. Или даже другого его "родственничка" — диацетоморфина, более известного под названием "героин".
А вот "тонкая диагностика", в условиях специализированной лаборатории, может дать более точный ответ — до определенных пределов, конечно. От которого для задержанного может зависеть очень много. Особенно, если он подозревается в другом преступлении — ДТП с тяжелыми последствиями, драке, а то и убийстве. При вынесении приговора суд обязательно учтет наркотическое опьянение в качестве отягчающего обстоятельства — относительно чего есть немало прямых норм ряда статей УК РФ.
Так что, на самом деле, работа вроде бы не входящих в состав врачебной элиты наркологов может цениться очень дорого. Жаль только, что в таких случаях "гонорар" предлагается не за качественное выполнение своих обязанностей — а как раз наоборот, за служебный подлог. Заниматься которым чревато и любым другим должностным лицам — но вот тем, кто контактируют с наркоманами — и подавно. Ведь эти люди по определению не просто лживы — но за дозу (особенно, в состоянии "ломки") готовы "сдать" не то, что доктора, которому сами посулили взятку, но и родную мать. Так что брать от них деньги, как говорится — себе дороже.
Думается, после истории в Санкт-Петербурге наркологическое сообщество, которое и так в массе своей осведомлено о неблагонадежности своей "клиентуры", станет еще осторожнее. Так что рассчитывать на лояльность в отношении дачи заведомо "липового" анализа употребляющим наркотики будет очень сложно. Или же, что тоже нельзя исключить, такого рода услуги станут стоить намного дороже — за счет использования схем с посредниками и прочих "мер безопасности" от риска попасть в антикоррупционную сеть.
Читайте также: Губернатора будут судить за взятку
Впрочем, никто не отменял самого дешевого (и, кстати, самого полезного для здоровья) способа избежать неприятностей из-за употребления наркотиков — вообще их не употреблять. Тогда попытки сфальсифицировать экспертные заключения станут лишними — а убереженный от отравления наркотической "дурью" организм скажет своему владельцу искреннее "спасибо!"
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"