Крымск, пострадавший летом от разрушительного наводнения, переживает небывалый наплыв мошенников, которые пытаются получить компенсации от государства (якобы за разрушенное во время наводнения жилье). По подобным фактам мошенничества есть уже и первые приговоры. Так, женщина, которая обманула комиссию по оценке ущерба, приговорена к четырем годам.
В Краснодарском крае вынесен первый приговор по обвинению в мошенничестве, связанном с разрушительным наводнением, которое произошло летом 2012 года. Местная жительница Ирина Конашина получила четыре года условно.
"Женщина, заведомо зная, что на принадлежащем ей земельном участке, вошедшим в зону затопления стихийного бедствия в Крымском районе в июле 2012 года, отсутствовали жилые помещения, предназначенные для проживания, и имущество, ввела членов комиссии по обследованию домовладений в заблуждение, указав, что её жилье полностью разрушено наводнением, а все имущество утрачено", — рассказали корреспонденту "Правды.Ру" в прокуратуре Краснодарского края.
Конашина была уверена в том, что обман никогда не раскроется, и даже подала в суд, который установил, что "пострадавшая от наводнения" действительно проживала по указанному адресу. Основываясь на судебном решении, комиссия включила женщину в списки пострадавших от стихийного бедствия.
"В порядке, который был предусмотрен, Конашина получила компенсацию за утраченное имущество в сумме 150 тысяч рублей, — рассказали в прокуратуре. — Также ей была предоставлена квартира стоимостью более одного миллиона 800 тысяч рублей".
Отметим, что волна мошенничеств накрыла Крымск сразу после наводнения. Отмечалось, что 70 процентов обращений за компенсациями поступают от граждан, имущество которых не было разрушено стихией. Члены общественной палаты, которые работали на месте трагедии, в своем докладе сообщали, что число тех, кто хочет обманом получить компенсацию, просто несметное.
Читайте также: Крымск гибнет от "больших денег"
"Имеются факты преднамеренной порчи собственниками своего имущества с целью получения от государства денежных компенсаций и нового жилья, — рассказал член ОП Максим Мищенко, который работал в зоне ЧС летом прошлого года. — В отдельных случаях посещение жилых объектов, о которых речь шла в обращениях на "горячую линию", не подтверждало фактов, изложенных по телефону: заявленный ущерб был значительно завышен".
Мищенко говорит, что некоторые наиболее пострадавшие в результате наводнения граждане в силу особенностей характера и недостаточной правовой грамотности испытывали затруднения с получением государственной помощи. Те же, кто пострадал незначительно, но обладает настойчивостью и необходимыми знаниями о своих правах, успешно оформляли требуемые документы и получали компенсации.
Впрочем, проблема мошенничеств — далеко не единственная в пострадавшем от наводнения Крымске. В декабре прошлого года Общественная палата представила доклад "Об итогах общественного мониторинга оказания помощи пострадавшим в результате наводнения в Крымском районе Краснодарского края". В докладе отмечается, что основные проблемы жителей все та же законодательная неграмотность, а огромный минус местных властей — в волоките по оформлению необходимых бумаг для компенсации ущерба. Как заключили специалисты ОП, многим гражданам пришлось доказывать свои права на получение различных социальных выплат в судебном порядке, поскольку до чрезвычайной ситуации они официально не оформляли свое пребывание по месту жительства.
Также постоянно возникают проблемы, связанные с доказыванием права собственности на недвижимое имущество. Многие по-прежнему так и не смогли получить социальную выплату в размере 10 тысяч рублей. Помимо отсутствия регистрации по месту пребывания, возникла путаница, связанная с тем, что в тексте Указа Президента "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия — наводнения в Краснодарском крае" отдельно эта выплата не была прописана. В первые дни после трагедии средства выплачивались всем проживающим в Крымском районе, а не только тем, чьи дома оказались в зоне подтопления.
Однако впоследствии эту компенсацию стали выплачивать лишь проживающим в домах, оказавшихся в зоне подтопления. Иными словами, претензии местных жителей спровоцировал тот факт, что органы власти стали менять правила в процессе выплаты компенсаций.
Читайте также: Уроки Крымска
Сейчас мошенников, которые хотят нажиться на крымской трагедии, меньше не стало. Однако обмануть власти в условиях неразберихи стихийного бедствия и сейчас, когда ситуация в городе уже другая — вещи уж совсем разные. Впрочем, факты незаконного получения компенсаций, скорее всего, будут раскрываться еще на протяжении долгого времени.
Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"