Накануне американская атомная подводная лодка "Джексонвилль" не смогла разойтись с рыболовецким судном в Ормузском проливе и столкнулась с ним. Никто не пострадал, но на подлодке поврежден один из двух перископов. Это одна из самых невезучих субмарин в американском флоте: подлодка сталкивается с "посторонними" плавсредствами уже в четвертый раз.
Как заявила пресс-служба Пятого флота США, базирующегося на Бахрейне, на лодке даже не сразу заметили столкновение, и она просто-напросто продолжила путь своим курсом. Поломка перископа была обнаружена несколько позднее. А гражданское судно тоже продолжило двигаться прежним курсом и вскоре скрылось с места столкновения, отмечается в заявлении пресс-службы ВМС США. Впоследствии район аварии был с воздуха обследован авиацией, однако никаких судов, терпящих бедствие, обнаружить не удалось. Так что все вроде бы обошлось…Собственно, вообще столкновения кораблей с и судов — не такая уж и редкость в океане.
Та же атомная субмарина "Джексонвилль" ранее уже трижды сталкивалась с гражданскими судами в море. Так, 23 марта 1982 года эта явно невезучая субмарина протаранила турецкое судно "Генерал Доган" неподалеку от восточного побережья США. Тогда ремонт подводной лодки обошелся более чем в два миллиона долларов. 22 сентября 1984 года эта же подводная лодка столкнулась с самоходной баржей ВМФ США. Тут без "потерь" не обошлось: баржа разломилась надвое и затонула. Но моряки спастись успели. 18 мая 1996 года произошла третья авария многострадальной американской подлодки "Джексонвилль": около базы Норфолк она столкнулась с судном, шедшим под флагом Саудовской Аравии. Корабль и подлодка тогда получили серьезные повреждения, и ремонт стоил недешево.
Во что выльется ремонт на этот раз, предположить трудно. Однако заранее ясно, что ремонт именно перископа, устройства самого по себе дорогого, дешевым не будет. Какую ответственность понесут командир, штурман и вахтенная служба субмарины, американская флотская пресс-служба не сообщила. Тремя годами ранее американская атомная подводная лодка "Хартфорд" практически в том же районе Персидского залива, то есть в Ормузском проливе, отделяющем Аравийский полуостров от Ирана, столкнулась с десантным кораблем-доком "Нью Орлинз". Субмарина и корабль шли в один и тот же порт и двигались в одном направлении, практически параллельно.
При столкновении легкие травмы получили 15 моряков подводной лодки, а на надводном корабле никто из экипажа не пострадал. Правда, как сообщала тогда пресс-служба ВМС США, топливный бак "Нью Орлинз" получил повреждения, из него вылилось 95 тысяч литров горючего. Тогда "влетело" как командованию субмарины "Хартфорд", так и командованию десантного корабля-дока "Нью Орлин" — на кораблях было отстранено от должности все командование, а достаточно нелепую аварию заставили в подробностях изучить весь командный состав ВМС США, дабы подобное не повторялось.
Это надо же умудриться — на параллельных курсах, в условиях хорошей видимости, при прекрасном и радио, и визуальном контакте, стукнуться бортами так, что ремонт обоих кораблей вылился американским налогоплательщикам в 26 миллионов долларов…Сталкивались американские лодки и с российскими. Среди самых известных — столкновение АПЛ "Батон Руж" типа "Лос Анджелес" с российской подводной лодкой К-239 "Карп" проекта 945 в 1992 году и АПЛ "Грейлинг" типа "Стерджен" с российским стратегическим ракетоносцем К-407 проекта 667БДРМ в 1993 году в Баренцевом море.
Вообще, согласно американской статистике, 49 процентов всех аварий с атомными подводными лодками в ВМС США происходят именно по навигационным причинам. Инциденты с участием "американок" фиксируются то тут, то там. При этом, как гласят флотские первоисточники, по коэффициенту аварийности (отношение общего количества аварий ПЛ к количеству построенных лодок), российский подводный флот уступает американскому — на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском — около 30. Причем навигационных аварий, произошедших с участием российских (в прошлом советских) лодок, случилось примерно в два раза меньше, нежели с участием американских атомных подводных кораблей.
По мнению специалистов, это связано с более строгой постановкой штурманского дела и вахтенной службы в советском, а затем и в российском ВМФ. Однако бывают и у нас казусы, от которых хочется открыть рот от удивления. Так, полтора года назад в Авачинской бухте доблестный российский рыболовецкий сейнер "Донецк" наделал немало шума и одновременно вызвал появление массы анекдотов, что называется, "на ровном месте" врезавшись в стратегический ракетный подводный крейсер, стоявший на месте в ожидании разрешениянавходв бухту. К счастью, все участники инцидента отделались легким испугом, как говорится, жертв и особых разрушений нет.
Сейнер, как уверяют военные, управлялся подвыпившей командой, которая "не заметила" 10000-тонный боевой корабль длиной 155 метров. "Рыбак", на мостике которого, как гласит флотское предание, никого не было (команда, как говорят, бурно праздновала в каютах) пер прямо на лодку, не обращая внимания на ее многочисленные сигнальные огни. Подводники, почуяв неладное, начали активно стрелять сигнальными ракетами, и это все-таки "разбудило" рулевого. В последний момент, он, ошалев от близости "ножевого" столкновения, все-таки резко отвернул, и удар сейнера по корпусу лодки пришелся по касательной. После этого на сейнере, видимо, команда проснулась, и "рыбачок" стал резво улепетывать в сторону берега.
Спасибо толстому противогидроакустическому резиновому покрытию корпуса подводной лодки — ущерб оказался ничтожным. Несмотря на то, что "пьяный" сейнер пытался скрыться под покровом ночи, его "вычислили" портовые службы. Протрезвевший капитан был примерно наказан. Автор этих строк, долгие годы служивший в подводном флоте, сам чуть не стал было свидетелем еще более казусного столкновения субмарины с надводным судном. Это был тот редкий случай, когда серьезное навигационное происшествие предотвратила не мощная корабельная аппаратура, а человеческий нюх в прямом смысле слова. Представьте себе: середина 80- годов прошлого века.
Новенькая АПЛ "Андромеда" шла в надводном положении, проходя ходовые испытания. Вспомогательное судно для измерения физических полей (СФП), обеспечивавшее очередной этап ходовых испытаний лодки, потерялось в тумане, похожем на молоко. Ни акустики не могут засечь, ни радисты связаться, ни вахтенный офицер (вахцер) ощутить всеми органами чувств. Видимость жуткая — метров 40-50. На мостике чутко напрягали ушные раковины и барабанные перепонки: СФП должно вроде бы подавать противотуманные сигналы. Ни фига не слыхать. А погружаться без установления четкого контакта с СФП не положено, так и "висит" лодка в надводном положении…Командир, капитан I ранга Валильщиков, известный буйным нравом, зверствует: напрягает и акустиков, и радистов, и вахцеров. Где СФП? Потеряли, балбесы, что теперь начальству в базу докладывать? Еще нюансик: накануне командир вдрызг переругался по радио с гражданской командой СФП. Ну не понимают гражданские подводницких команд — рулят куда попало, меряют не то, докладывают не так. Да и юмор военно-морской их не вдохновляет — подумаешь, на командирское выражение "зелень подкильная" обиделись…
Теперь разыскивай обиженных в этом молоке. Лодка на малых ходах бороздит полигон Белого моря, периодически издавая тифоном противотуманный рев. Командир спускается с мостика вниз, в центральный пост. И тут вахцер докладывает сверху: "Тащ кап-пера… Тут это… Борщем пахнет!" Вахцер популярно объясняет: к запахам моря и тумана вдруг начал подмешиваться запах какого-то земного варева, напоминающего наваристый флотский борщ. Взбешенный командир пулей выскакивает на мостик — ишь, шутничок, щас ка-ак… И вдруг в его гневно раздутые ноздри действительно попадает запах самого настоящего борща с дымком, как от костра. Ветерок дует в нос лодки — значит, источник запаха прямо по курсу. В берег, что ли, сейчас врежемся?! Командир дико орет вниз: "Обе турбины стоп!" В ответ из туманного молока явственно доносится лязг, словно ложкой о дно миски скребут. "Обе реверс!!!" Лодка потихоньку останавливается, боцман Саша Слюсарь на мостике отчаянно трубит тифоном, улюлюкает сиреной и попутно визжит в мегафон диким голосом что-то вроде: "Сгинь, нечистая!"
И тут сквозь туман прорисовывается корма потерянного СФП. На корме — полевая кухня (почему-то на судне модно было готовить пищу в обычном сухопутном котле). Немая сцена: на мостике лодки раскрыв рты, вылупив глаза и подняв руки вверх застыли подводники, на корме СФП в таком же состоянии замерли бывалые гражданские морячки. У одного из них "зависла" у самого рта ложка с варевом. Все, сейчас нос лодки "поцелует" задницу СФП. Суденышку от такой "ласки" мало не покажется. Разнесет к чертовой бабушке! Лодка останавливается метрах в пяти от кормы СФП.
Первым приходит в себя командир "Андромеды". Гулким командирским голосом кап-раз Валильщиков мрачно изрекает: "Ну что, зелень, наливай своего борща-то. Зажали?" Моряки СФП в восхищении: вот это подводники, вот это класс управления кораблем! В вахтенный журнал АПЛ маневр записали как "Отработка по плаванию в сложных условиях". Кстати, борщец был тогда на СФП знатный…