Заммуфтия Северной Осетии погиб за веру?

Следователи отрабатывают несколько версий убийства под Владикавказом 38-летнего заместителя главы Духовного управления мусульман Северной Осетии, то есть заместителя североосетинского муфтия, Ибрагима Дударова. Пока в прессе фигурирует разные версии: его могли убить на почве профессиональной деятельности, но чисто теоретически убийство могло быть и бытовым, и чисто криминальным. Следствие пока не склонно разглашать, какая именно версия основная.

Следственное управление Следственного комитета РФ по Северной Осетии на своем сайте пишет, что заместитель муфтия был найден в среду около полуночи в салоне автомобиля "Волга", который стоял на обочине дороги, ведущей из Владикавказа в селение Чми. У Ибрагима Дударова были обнаружены многочисленные огнестрельные ранения, пять на теле и одно в голову — по-видимому, это был контрольный выстрел…

Читайте также: Бомбу в мечети сочли неопасной для людей

Возбуждено уголовное дело, идет следствие. На месте происшествия найдены гильзы калибра 9 миллиметров, скорее всего, от пистолета Макарова. Хотя более точные данные об оружии, из которого убит заммуфтия, последуют только после вскрытия тела и проведения баллистической экспертизы.

Пресса уже публикует первые комментарии по поводу случившегося. Как пишет "Интерфакс", муфтий Северной Осетии Хаджи-Мурат Гацалов связывает убийство своего заместителя с его работой в Духовном управлении мусульман региона: "Человек погиб за веру. Я думаю, это связано с его работой в управлении. На это убийство могли пойти только враги ислама для обострения ситуации в регионе. В нашей республике нет радикалов. Кому-то такой ислам в Северной Осетии не нужен. Северная Осетия — это спокойный регион, и убийство заместителя муфтия — это удар, что называется, в спину".

При этом муфтий сообщил, что последние три месяца Ибрагим Дударов не очень активно работал в управлении: сначала ему нужно было дома в селении Чми делать ремонт, потом у него заболела мама, а потом дочка родилась. Словом, в последнее время у него было немало личных забот, и он не мог столько времени, как раньше, посвящать духовной работе.

Люди в Северной Осетии считали Дударова абсолютно неконфликтным человеком, добрым, отзывчивым и неагрессивным. Местная пресса отмечает его высочайшую работоспособность и умение находить общий язык с людьми разных вероисповеданий. Отмечается также высокий профессиональный уровень убитого заместителя муфтия.

Стоит напомнить, что Ибрагим Дударов — единственный из муфтията Северной Осетии, кто имел высшее духовное образование, полученное в исламском университете "Аль-Джамиа аль-Исламия" в Саудовской Аравии — это одно из самых известных учебных заведений мусульманского мира. Он также закончил Российскую академию государственной службы при президенте России.

В сообщениях на сайте муфтията Северной Осетии указано, что Дударов ранее был имамом суннитской мечети во Владикавказе, активно работал в сфере духовного образования, в апреле 2011 года был избран председателем Исполкома Духовного управления мусульман региона. В должности заместителя муфтия он успел проработать пять лет. Как пишет местная пресса, вся горная республика скорбит по ушедшему из жизни Ибрагиму Дударову.

Читайте также: Эксперт: в РТ выросло поколение ваххабитов

Что происходит на Северном Кавказе? Известным мусульманским деятелям региона словно объявили войну, конца и края которой пока не видно, несмотря на все усилия правоохранительных органов.

Как напоминает "Кавказский узел", в июле 2007 года в Махачкале при взрыве автомобиля погиб заместитель муфтия Духовного управления мусульман Дагестана Курамагомед Рамазанов. В сентября 2009 года на окраине Черкесска был убит заместитель председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил Бостанов. В декабре 2010 года в Нальчике возле своего дома в микрорайоне Александровка был застрелен муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев. В феврале 2012 года при взрыве автомобиля в Пятигорске погиб заместитель муфтия Ставропольского края Курман Исмаилов.

Вот как прокомментировал "Правде.Ру" происходящие в регионе события кандидат исторических наук Николай Ильясович Гаглоев, в недавнем прошлом житель Владикавказа:

— Следствие, надеюсь, вскроет, кто именно убил Ибрагима Дударова. Очень многие жители Северной Осетии склоняются ко мнению, что тут не обошлось без адептов агрессивных, радикальных направлений ислама, в частности, ваххабитов. Буквально два часа назад я звонил близким друзьям во Владикавказ, все собираются ехать в его родное селение на похороны. Прощание с заместителем муфтия республики может вылиться в большую не только духовную, но и светскую манифестацию людей, которые ненавидят насилие…

Не будем делать преждевременных выводов. Но очень хочется, чтобы следствие на этот раз все-таки нашло убийц. В подобных случаях это происходит далеко не всегда… Почему так происходит? Мне кажется, дело тут вот в чем. Исторически так сложилось, что население Осетии, и Северной, и Южной, никогда не поддерживало агрессивные, жесткие, маргинальные направления ислама, тот же ваххабизм. Правоверные осетины, как и многие другие народы Северного Кавказа, всегда жили по истинному Корану, данному нам Аллахом, в котором насилие запрещается.

Почему радикалов иногда поддерживает местное население и поэтому следственные органы не могут найти преступников? Причина не имеет никакого отношения к истинному исламу — это деньги! Ни для кого не секрет, что многие ваххабитские организации, да и просто боевики, бандиты, для которых любая вера — пустой звук, щедро финансируются из-за рубежа. Увы, на деньги падки и многие люди, живущие обычной жизнью. Экономическая обстановка в нашей республике далеко не блестяща, и, как говорят христиане, "золотой телец" кружит головы и бандитам, и тем, кто им помогает…

Читайте также: "Это вызов ваххабитского подполья"

Как бороться с терроризмом? На этот вопрос коротко не ответить. Да, для защиты мусульман, да и приверженцев других конфессий, нужно применять оружие, что и делает полиция и другие силовые структуры. Но если мы не будем поднимать экономику, уровень жизни людей, то семена, которые сеют те же ваххабиты, обязательно будут давать всходы и дальше. В Коране нет прямого запрета на хорошую в материальном смысле жизнь человека. Хотелось бы, чтобы это поняли руководители как республики, так и всей страны…".

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"