Криминалистика — очень молодая наука: ее основоположник появился на свет всего лишь 165 лет назад. Австрийский ученый Ганс Гросс ввел в обиход термин "криминалистика", разработал следственный портфель для работы на месте происшествия, добился введения дисциплины "криминалистика" в юридических вузах и основал первый музей криминалистики в Граце.
Будущий криминалист Ганс Густав Адольф Гросс (Hans Gustav Adolf Gross) родился 26 (по другим сведениям, 16-го) декабря 1847 года. Местом его появления на свет стал второй по величине город Австрии — Грац. Ганс Гросс прославился, прежде всего, как основатель криминалистики как науки. Кроме того, он и его супруга Адель, урожденная Райман (Adele Raymann, 1854-1942), были родителями известного психоаналитика Отто Гросса (Otto Gross, 1877-1920).
Читайте также: Большой театр судится со своим двойником
В 1893 году правовед издал руководство для судебных следователей, в котором обобщил свой богатый опыт повседневных наблюдений в области криминалистики. Основой научный труд Ганса Гросса "Руководство для судебных следователей как система криминалистики" (Handbuch für Untersuchungsrichter als System der Kriminalistik) был настолько востребован работниками правоохранительных органов, что только в Австро-Венгрии переиздавался более десятка раз. В Российской империи, которая переживала пик активности революционеров различного толка, жандармы активно заимствовали опыт соседей. Книгу Гросса довольно быстро перевели на русский язык и еще до революции дважды переиздавали. Одно московское издательство уже в наше время выпустило в свет новый перевод в современной орфографии.
В книге Гросса представлены образцы тогдашнего воровского жаргона. Он первым предпринял изучение "фени", на которой "ботали" преступники в Дунайской монархии. Некоторые словечки, вероятно, из-за близости идиша к немецкому языку, попали в живительную среду одесских босяков и бандитов. Например, разговорное словечко tipptopp в значении "безупречно" или "отлично" превратилось в хорошо знакомое выражение "все тип-топ". Правда, существительное Freier, которым ранее называли жениха, в современном немецком служит для обозначения клиента проститутки, а на жаргоне российских уголовников стало обозначением жертвы вора или шулера, а также человека, не принадлежащего к блатному миру.
Кроме жаргона, в книге представлены образчики ложных показаний, тайнописи и жестов преступников, расследования несчастных случаев на железных дорогах, конструкции "адских машин", микрочастиц почвы на обуви, средств изгнания плода, приемов противодействия расследованию, оружия огнестрельного и холодного, а также раскрыто взаимодействие следователя и прессы. Словом, подлинная энциклопедия криминалистики.
Особое внимание ученый уделил цыганской преступности. Быту, поведению и преступным приемам цыган в его книге посвящена отдельная глава. Гросс утверждает, что цыгане являются бичом монархии Габсбургов — даже следователи на территории Германии куда реже сталкиваются с цыганской преступностью. Автор рассуждает об особенностях совершаемых ими преступлений, приводя факты похищения ими детей, пытается проанализировать их религию и даже отыскивает "хорошие качества цыган". Со знанием дела первый криминалист Европы описывает цыганские орудия совершения преступлений и используемые ими яды. В заключение Гросс анализирует цыганские имена и поговорки.
Современные зарубежные исследователи наследия Гросса полагают, что для автора цыгане представлялись однородной преступной массой и он не смог удержаться от известной доли необъективности в их оценке. В частности, раздел о "хороших качествах" цыган Гросс начинает с утверждения, что на хорошие качества цыган никогда не следует полагаться. Для иллюстрации черной неблагодарности "фараонова семени" он приводит пример, не оставляющий у читателя сомнения в аморальности и антигуманности цыганского народа. Некий зажиточный крестьянин во время холодов приютил замерзающую беременную цыганку, которая за время пребывания в доме в мельчайших подробностях изучила жилище своего благодетеля. Во время прощания с молодой мамашей и ее чадом на глазах у хозяев были слезы. Вскоре крестьянина обворовали и его семья впала в настоящую нужду.
"Все, что на протяжении столетий делалось в отношении цыган, — резюмировал Гросс, — ограничивалось изгнанием и преследованием". С высоты нашего времени мы можем сказать, что Ганс Гросс словно заложил камень в фундамент ненависти к цыганскому народу, особенно проявившейся в Третьем рейхе. Количество уничтоженных нацистами цыган едва уступает жертвам холокоста.
Читайте также: Рождество: Самые глупые преступления
Однако вряд ли справедливо списывать грехи политиков на ученых или мыслителей. Известно, что Фридрих Ницше с его идеалом "белокурой бестии" был в чести во времена национал-социализма. Тем не менее, его никто не может упрекнуть в юдофобстве. Скорее наоборот, Ницще, в чьих жилах текла славянская кровь поляков Ницких, высоко оценивал евреев по сравнению с немцами. Равно как и Хьюстон Стюарт Чемберлен, сказавший немало язвительных замечаний в адрес евреев, не был записным антисемитом.
Ганс Гросс был дитем своего позитивистского века, в котором "бремени белого человека" должны были уступить представители всех прочих "цветных" народов, включая семитов и цыган. Карл Маркс, будучи евреем-полукровкой, критиковал русских, о чем у нас в момент почитания классиков марксизма предпочитали молчать. Что касается специфики цыганской преступности, то мы помним, как совсем недавно и вне всякой связи с австрийским криминалистом эта проблема нашла отражение в политике Франции: во время президентства Николя Саркози была затеяна акция по выселению цыганских таборов с территории республики.
Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"