Генпрокуратура взялась за коммунальную сферу: по всей стране проходят проверки. Есть уже и первые итоги. Надо сказать, что на общем, так сказать, "не очень важном" фоне состояния российского ЖКХ есть и особо выделившиеся. Например, Саратов. Там трамвайные рельсы заливают асфальтом, транспорт заносит снегом, а трубы пора сдавать в музей археологии.
— За несколько лет существования нашей газеты к нам поступило, наверное, тысячи звонков от горожан — жалуются на отсутствие тепла, воды, протекающие крыши и, конечно, дороги, — говорят журналисты одной из саратовских газет. — Конечно, мы тоже живем в этом городе, и проблемы наших читателей — это и наши проблемы. Мы пытаемся привести чиновников в тонус, но все оказывается бесполезно. Да и сами они поделать уже ничего не могут — мертвого не воскресишь.
Отметим, что Генеральная прокуратура России инициировала проверку состояния коммунальных хозяйств во всех регионах страны. Есть уже и предварительный отчет о результатах. Так, генпрокурор РФ Юрий Чайка озвучил цифры хищений и возбужденных уголовных дел. Сказал он и о ситуации в Саратовской области.
— В Саратовской области было вскрыто более шести тысяч нарушений, — сказал Чайка. — Возбуждено 30 уголовных дел.
Характер нарушений в регионе разнообразен. Например, известная в регионе управляющая компания "Жилкомплекс" ввела в квитанциях на оплату ЖКХ отдельную графу — "за очистку крыш". Сама собой разумеющаяся услуга, стоимость которой и так включена в оплату за содержание жилья, обошлась гражданам в 4 миллиона рублей — такова сумма сбора "отдельной строкой". Или, например, дело председателя кооператива с позитивным названием "Лето" Виктора Костаняна, который перевел на свой счет деньги товарищества в размере трех миллионов рублей. Костанян получил четыре года условно и штраф в размере десяти тысяч рублей…
Читайте также: В Петербурге разгорелся ЖКХ-скандал
Кстати, генпрокурор, говоря об этой проверке, предостерег коммунальщиков, заявив, что все уголовные дела (если они будут возбуждены) доведут до конца и отвечать придется "по полной". В числе подобных предупрежденных оказался Вячеслав Ченцов, директор "Тепловых сетей" города Балашов многострадальной Саратовской области. Именно этому "поставщику тепла" прокуратура за год вынесла 533 предостережения! Почему предписания прокуроров не были восприняты со второго или третьего раза, сказать трудно, но компания, которая накопила огромные долги перед поставщиками ресурсов (например, перед ТЭЦ), могла оставить жителей Балашова без отопления на всю зиму. Чтобы вы смогли осознать масштабы несостоявшегося пока ЧП, сообщаем: в городе Балашов Саратовской области проживает 82 тысячи человек.
Вообще, в коммунальном плане саратовский регион — местность уникальная. Если взять Саратов, то этот город когда-то мог похвастаться десятками крупных предприятий, выпускающих сложные станкииприборы. Конечно, 90-е основательно прошлись по промышленности региона, но какие-то заводы все же выжили и работают до сих пор. А вот региональное ЖКХ после "коллапса 90-х" так на ноги и не встало. Состояние некоторых коммуникаций настолько чудовищное, что специалисты не видят никаких путей решения. Вернее, пути все же есть — но столько денег региональный бюджет не в состоянии отдать в принципе. Или другое мнение: Саратов дешевле разрушить и отстроить заново, чем латать ЖКХ из года в год.
— Водопровод ремонтируют постоянно и состояние у него местами ветхое, если не сказать древнее, — говорит житель города, постеснявшийся представиться. — Можно сказать, у нас коммунальщики как археологи: копают и натыкаются на древности, загадки прошлого.
Такое состояние коммунального хозяйства, как ни странно, берет свое начало еще в довоенное время. Дело в том, что Саратов — это город, который максимально уцелел в Великой Отечественной, а когда страна восстанавливалась после войны, в "столицу Поволжья" практически ничего не вкладывали, ведь ничего не разрушено. Именно поэтому "ископаемые" довоенные коммуникации еще каким-то немыслимым образом доставляют воду в дома горожан.
Впрочем, жители Саратова, похоже, привыкли к своей коммунальной беде и рассматривают ее как данность, а не как сложную проблему.
— У нас не хуже, чем в некоторых других городах России, — говорят местные жители. — Правда, мусор во дворах почти не убирают, дороги плохие, но отопление в этом году дали вовремя.
Читайте также: Как бороться с коммунальщиками
Несколько лет назад на город обрушился "нежданный снегопад", который стал причиной глобального транспортного коллапса. Местные жители до сих пор вспоминают трамваи, которые застряли на улицах города и простояли так несколько дней — зрелище, похожее на кадры военной кинохроники о блокаде Ленинграда.
В этом году трамваи опять встали, только погода на этот раз оказалась не при чем. Бригада рабочих приступила к укладке асфальта ночью 11 декабря. Как говорят местные чиновники, в результате неправильной укладки "жидкий асфальт" вылился на трамвайные рельсы и участок пути длиною в 100 метров оказался непроходим для "рогатого транспорта". Недостатки устраняли утром, как раз тогда, когда основная часть горожан ехала на работу. Говорят, что все устранили быстро.
Впрочем, заявление Юрия Чайки — это не только камень в огород саратовских властей. Подобное состояние ЖКХ можно обнаружить во многих городах России. Важно другое — кампания по привлечению к ответственности за нарушения в коммунальной сфере начата, и последствия, похоже, будут серьезными. Для жителей же главное, чтобы эти последствия привели к нормальным результатам: хорошим дорогам, теплу в домах и остальным коммунальным благам. Иначе все действительно без толку.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"