Британская журналистка Элизабет Дэй, решившая написать статью о человеке, который держал в страхе всю Скандинавию, отправилась в психиатрическую лечебницу навестить Томаса Куика. Стюр Бергуолл — а это настоящее имя человека, который признавался в совершении серийных убийств, — был пациентом этой лечебницы с 1991 года. Она расположена в трех часах езды от столичного города Стокгольма. Сейчас ему 62 года. По словам журналистки, этот человек производит очень приятное впечатление, располагает к общению. Да и факты против того, что он — преступник.
До недавнего времени Стюр Бергуолл был самым знаменитым серийным убийцей в Швеции. Он признался в совершении более 30 убийств и был обвинен в восьми из них. Он называл себя Томасом Куиком. Свои признания он совершал на протяжении многих лет во время лечебных сеансов у своего доктора. Он утверждал, что убивал, насиловал и съедал останки своих жертв. Правда, доказательства этого так и не были найдены.
Читайте также: Ванета Хойт — мать, несущая смерть
В 1990-е годы, когда Стюр начал делать свои признания, шведские газеты окрестили его "каннибалом". В 2001 году он перестал сотрудничать с полицией и делиться с ней откровениями. Он снова взял свое настоящее имя. В 2008 году известный шведский документалист Ханс Растам заинтересовался личностью этого человека и решил написать о нем книгу. Он навещал Стюра Бергуолла, изучил все материалы его дела и историю болезни — и пришел к выводу, что нет ничего, что могло бы хоть как-то подкрепить показания "убийцы" — ни следов ДНК, ни орудий убийств, ни свидетелей. Следом за этим открытием Стюр сделал невообразимое. Он заявил, что выдумал все свои признания.
Эта необыкновенная история была опубликована в Швеции в этом году. К сожалению, Ханс Растам умер от рака печени на следующий день после выхода своей книги под названием "Томас Куик: Создание серийного убийцы". В книге Ханс объяснил, как Стюр создавал свои истории-признания, основываясь на информации, которую получал от докторов, полиции, адвокатов, из газет и любых других источников, а потом собирал эти сведения в сбивчивые описания, с которыми представал в суде.
Ассистентка биографа Дженни Кюттим пришла в ужас от тех фактов, которые открылись. "Страшнее всего то, что люди просто не делают свою работу. На свободе столько убийц, которые так и не предстали перед правосудием, но все цепляются за вымышленные истории". После выхода книги адвокат Бергуолла стал ходатайствовать за освобождение своего клиента из психиатрической лечебницы, где он провел более 20 лет. По его мнению, странный случай серийного убийцы, которого никогда не было, "предъявляет серьезные вопросы ко всей правовой системе".
Остается непонятным только то, почему совершенно невиновный человек делал столь страшные признания. Во время встречи с мисс Дэй сам Стюр объяснял свои поступки тем, что ему не доставало внимания. Он был одним из семерых детей в семье, в учебе особо не выделялся, а в подростковом возрасте обнаружил, что является геем. После своих "признаний" он сразу получил большую известность в Скандинавии и "заслужил" всеобщее внимание. Без каких-бы то ни было доказательств, кроме его слов, его обвинили в преступлениях.
Защитники обвинительного вердикта были уверены, что сообщаемые им детали преступлений мог знать только настоящий убийца. По словам самого Стюра Бергуолла, у него была возможность посещать библиотеку, где он много читал про давние нераскрытые убийства. Там он собирал информацию, которую потом выдавал в своих "признаниях". "Какой нормальный человек станет выдавать жуткие истории убийства за свои собственные?", — спросит читатель. Дело в том, что Стюр принимал огромные дозы лекарств, которых достаточно для того, чтобы полностью "отключить" здорового человека. "Под лекарствами сочинять все это было нетрудно. У меня было много фантазий", — говорит "убийца".
Читайте также: Педофил, которого прощали жертвы и суд
Элизабет Дэй пишет, что самым ярким впечатлением от личной встречи с Бергуолом у нее осталась его безликость. Возможно, 21 год, проведенный в психиатрической лечебнице, стирает все характерные особенности человека, превращает его в создание, которое не понимает, кто он есть на самом деле, рассуждает журналистка.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"