ЧП на военных учениях в США, когда столкнулись АРК "San Jacinto" и АПЛ "Montpelier", в очередной раз поставило вопрос о безопасности мореплавания. Ведь инцидент с подлодками далеко не первый. Как рассказал "Правде.Ру" экс-командир АПЛ, капитан 1 ранга в отставке Сергей Ломов, подлодки ряда стран порой намеренно провоцируют подобные столкновения.
Морское аварийное происшествие, случившееся 14 октября, вновь поставило вопрос о безопасности мореплавания в целом. Напомним, у восточного побережья США во время плановых учений столкнулись атомный ракетный крейсер "San Jacinto" и атомная подводная лодка "Montpelier". По счастливой случайности, никто не пострадал. Неужели мировой океан становится таким маленьким, что в нем становится тесно кораблям?
Как сообщает американская пресса, точное место аварии не называется. Вахтенный на крейсере заметил перископ субмарины в 100-200 метрах от корабля. Крейсер попытался сдать назад, однако удара избежать не удалось. По информации Пентагона, лодка и крейсер не получили серьезных разрушений. Но у крейсера поврежден обтекатель гидролокатора, в котором находится часть электронного навигационного оборудования. При этом подводная лодка и крейсер остались на плаву и продолжили самостоятельное следование намеченными курсами. Будет проведено расследование ЧП.
Самое интересное, что экипажи на обоих боевых кораблях опытны и, как говорят моряки, "наплаваны".Многоцелевая атомная подводная лодка "Montpelier", построенная в 1991 году, принимала участие в операции в Ираке. Атомный ракетный крейсер "San Jacinto", оснащенный противоракетной системой "Aegis", успешно участвовал в операции "Буря в пустыне". Оба судна входят в ударную группу во главе с авианосцем "Гарри Труман". Вроде бы ничего не предвещало аварии. Однако она случилась.
Читайте также: "Ленинский комсомол" сгубила пивная пробка
Стоит отметить, что число всяческих аварийных происшествий на морской и речной акватории в последние годы только растет — причем сталкиваются и "калечат" друг друга как военные корабли, так и гражданские суда. Представьте себе — на улицах растет число автомобилей, и это становится одним из факторов повышения числа ДТП. Такая же ситуация и в море. Это только в России число контейнеровозов, танкеров, сейнеров и так далее падает. На самом деле морские перевозки — дело очень выгодное, и в целом в мире число судов различного класса только растет.
Давайте вспомним только самые непривычные, самые заметные аварии последних лет. Поскольку аварии военных кораблей наиболее опасны для окружающей сред, давайте остановимся как раз на них.
В сентябре 2011 года атомная подлодка "Святой Георгий Победоносец" столкнулась с сейнером, команда которого была безнадежно пьяна. Точнее, это рыбацкий сейнер врезался в лодку, преспокойно стоявшую на рейде Авачинской бухты Тихого океана и имевшую все полагающиеся стояночные огни. Надо сказать, что не заметить лодку огромных размеров со всеми стояночными огнями просто невозможно. Военные моряки, узрев судно, стали запускать в воздух осветительные ракеты и пиропатроны, но все было бесполезно: сейнер на полном ходу шел на АПЛ. Жертв и пострадавших, к счастью, не было. Вся вина за инцидент легла на капитана гражданского судна, который при маневрировании в бухте не обратил внимания на бортовые огни на подводной лодке, да, собственно, вообще ни на что не обратил.
Вот что рассказывает на форуме "Российский подводный флот" один из очевидцев той нелепой аварии:
"Как только сейнер столкнулся с кормовой частью лодки, командир корабля приказал срочно организовать аварийную партию для высадки на терпящее бедствие судно (так показалось военным сначала — иначе какого же лешего суденышко идет на огромный корабль, если там все хорошо). Однако моряки, высадившиеся на борт сейнера, нашли на борту только вдрызг пьяных команду и капитана. Сейнер же отдаленно напоминал пиратскую шаланду. В конце концов удалось выяснить, что рыболовное судно в момент столкновения якобы совершало маневр по расхождению на встречных курсах с каким-то траулером "Кормщик". Не исключено, что данный траулер был лишь миражом наподобие "летучего голландца".
Также странно, что мореходы увидели далеко идущий траулер, но почему-то не увидели у себя под носом целую подводную лодку, которая еще и подавала им сигналы. В общем, вопросов много, но ответы на них есть. Как только аварийная партия с подлодки спустилась на сейнер, очухавшийся капитан суденышка тут же полез за бутылкой в корабельный сейф: мол, ребята, давайте по традиционной "соточке" за содружество гражданского и военного флотов".
Читайте также: Под "Арктикой" гуляла подлодка
Виновным в аварии был признан, конечно, капитан сейнера. Во всяком случае, так это ЧП описывается на ведущих военно-морских форумах, не верить которым нет основания.
35 лет назад, 25 мая 1975, года американская газета "Нью-Йорк таймс" рассказала о деталях секретной операции ВМС США по сбору разведывательной информации о советских подводных лодках. Американские субмарины, с соответствующим специальным оснащением, осуществляли слежку за подводными лодками СССР с начала шестидесятых годов и иногда даже заходили в трехмильную зону территориальных вод СССР. В процессе слежения неоднократно происходили столкновения атомоходов с другими лодками или надводными кораблями. В газете приводилась также информация о 16 столкновениях советских и американских лодок лишь за 10 лет, с 1964 по 1975 год.
В том числе был приведен случай повреждения субмарины США при всплытии под советским военным кораблем во время учений ВМФ СССР. При столкновении АПЛ ВМФ США "Гэтоу" с советской АПЛ в Баренцевом море в ночь с 14 на 15 ноября 1969 года командир БЧ-2 американской субмарины был готов уже запустить ядерную ракету "Саброк" и три ядерных торпеды по советской лодке. Инцидент произошел в 15 милях от входа в Белое море. Американская АПЛ "Пинтадо" столкнулась 1 мая 1974 года при подходе к Петропавловску-Камчатскому с советским атомным подводным ракетоносцем класса "Янки". При столкновении почти "лоб в лоб" на американской лодке разбита носовая ГАС, наглухо заклинены затворы торпедных аппаратов, а часть носовых механизмов погружения получила повреждения средней тяжести.
Атомная подводная лодка К-108 проекта 675 известна столкновением с американской ПЛ "Тотог" в подводном положении в акватории Охотского моря 20 июня 1970 года. Именно подобные опасные действия часто совершают американские подводные лодки вблизи берегов России.
Читайте также: Была ли наша подлодка у берегов США?
В результате попытки скрытного слежения ПЛА "Батон Руж" (тип "Лос Анджелес") столкнулась в феврале 1992 года с российской ПЛА проекта 945 ("Сьерра"). Этот инцидент примечателен и тем, что он произошел в районе, который Россия относит к своей 12-мильной зоне. В районе столкновения проходят маршруты российских подводных лодок, базирующихся в Мотовском и Кольском заливах. Малая дальность обнаружения гидроакустического комплекса, ограниченная акватория, интенсивное судоходство и, особенно, стремление действовать скрытно в совокупности резко увеличивают вероятность подобных событий. Еще одно столкновение — американкой АПЛ "Грейлинг" (тип "Стержен") с российским стратегическим ракетоносцем "К-407" проекта 667БДРМ ("Дельта-4") произошло в марте 1993 года в Баренцевом море также в результате попытки скрытного слежения. К счастью, как и предыдущий, этот инцидент обошелся без человеческих жертв. Российская лодка получила повреждения легкого корпуса и была отремонтирована. Что касается американской субмарины, командование ВМС США приняло решение, что дешевле ее списать. Однако, случись столкновение "Грейлинг" и "К-407" на 20 секунд позже, американская лодка протаранила бы ракетный отсек российской лодки, повредив шахты и ракеты.
Ну и напоследок вспомним недавнюю публикацию "Правды.Ру" о гибели АПЛ "К-219". Эксперты российского ВМФ не исключают, что стратегический ракетоносец проекта 667АУ ("Янки") погиб в Атлантическом океане в октябре 1986 года именно в результате столкновения с американской подводной лодкой. Через несколько дней после гибели "К-219" в базу ВМС США в Гротоне пришла многоцелевая ПЛА "Аугуста" с повреждениями корпуса. Столкновение с американской подводной лодкой могло явиться и причиной гибели советской ракетной подводной "К-129" проекта 629А ("Гольф") в 1967 года в Тихом океане.Существуют достаточно веские предположения об именно таком сценарии обеих катастроф, но, увы, нет убедительных доказательств — все они на дне океана.
Ситуацию комментирует бывший командир АПЛ Тихоокеанского флота, капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук, профессор Сергей Дмитриевич Ломов:
"Увы, то, что не подвергается сомнению и чему есть многочисленные примеры — это продолжающаяся деятельность американских субмарин против российских лодок. Эта деятельность является скрытной и агрессивной по характеру и особенно опасной вблизи российских военно-морских баз. Какого, извините, лешего американские (в первую очередь) и английские (во вторую) субмарины осуществляют опасное слежение за нашими кораблями, когда Россия открыто предоставляет карты будущих учений, грядущие курсовые прокладки и так далее? Мы поступаем так в соответствии с международными договоренностями.
В тысячный (а может, и в миллионный) раз напомню аварию "Курска": я до сих пор уверен, что имело столкновение нашей и иностранной субмарины, возможно, и боевое. Или вот случай, который показывает, насколько все-таки недисциплинированы бывают наши западные коллеги. Свидетельством тому является инцидент, происшедший 3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море во время утилизации стратегических ракет РСМ-52. Ракеты выстреливались с подводной лодки проекта 941 (тип "Тайфун") и подрывались на высоте около 1.5-2 километров. Ликвидация ракет производилась в строгом соответствии с процедурами Договора СНВ-1, и с борта российского гидрографического судна ее наблюдала приглашенная делегация Агентства по инспекциям на местах США. Тем не менее, в районе стрельб находилась многоцелевая ПЛА типа "Лос Анджелес". Зачем, спрашивается? По информации из Главного штаба ВМФ России, американская подводная лодка совершала опасные маневры около стратегического ракетоносца типа "Тайфун", периодически меняя свое положение, и приближаясь к нашей лодке на расстояние до четырех километров, что считается крайне опасной дистанцией! В течение более чем пяти часов российские средства противолодочной обороны вели наблюдение за американской лодкой и предпринимали неоднократные попытки связаться с ней. Но лодка, подвергая наш "Тайфун" реальной опасности, покинула район лишь после того, как возле нее были взорваны две предупредительные гранаты. Ну зачем было устраивать такие показательные хулиганские "пляски" под водой? Поведением американских подводников возмутилась даже делегация США, которая все это наблюдала с борта гидрографического судна.
В общем, несмотря на окончание "холодной войны" (давайте наконец признаем ее проигранной!) и некоторое потепление международного климата вблизи Кольского полуострова и полуострова Камчатка, то есть там, где проходят маршруты российских стратегических подводных лодок в районы их развертывания, постоянно продолжают находиться по две-три американские многоцелевые лодки. Американские лодки по-прежнему пытаются предпринимать попытки слежения за российскими лодками, подвергая их и себя неоправданному риску.
Напоследок напомню вообще показательный случай подводного столкновения, в который вообще с трудом верится. В ночь с 3 на 4 февраля 2009 года на большой глубине в центральной части Атлантического океана столкнулись атомные подводные лодки ВМС Великобритании и Франции "Вэнгард" и "Триумфатор". Ядерный взрыв мог произойти вряд ли, но утечка радиации — возможно. На мой взгляд, могло бы произойти что-то вроде трагедии "Курска".
На обеих подводных лодках, каждая из которых может нести по 16 баллистических ракет, в момент столкновения находилось около 250 членов экипажа. По данным прессы, британская субмарина с заметными вмятинами на борту, отбуксирована в порт Фаслейн (Шотландия).
Французская подлодка дошла до Бреста своим ходом, но имела серьезные повреждения обтекателя гидролокатора. По мнению представителей комиссии по расследованию инцидента, произошедшее сверхуникально, так как подлодки имели всего лишь один шанс на миллион встретиться в одной точке огромного океана!".
Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"