Superjet подвел человеческий фактор

Индонезийские специалисты, завершившие расследование катастрофы новейшего российского лайнера, дали свое заключение. По их мнению, к крушению привела ошибка пилотов. Индонезийцы начали согласовывать протокол экспертизы с заинтересованными сторонами. Первыми его подписали россияне, согласившись с выводами комиссии. Но главная интрига еще впереди.

Индонезийская сторона расследовавшая крушения лайнера Sukhoi Superjet 100 подготовила итоговый документ, где обозначена причина катастрофы. По мнению экспертов, самолет разбился из-за "человеческого фактора". Первой подпись в знак согласия с итогами экспертизы поставила российская сторона. Впрочем, документ лишь, формальность: представители Минпрома уже подписывали аналогичную бумагу в мае этого года. Разница лишь в статусе: тогда протокол являлся промежуточным заключением, а теперь он окончательный. Подписи поставили замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь и его коллеги.

Читайте также: Крах суперсамолета. Продолжение следует?

Согласие российской стороны с выводами индонезийских экспертов понятна: разбился новейший российский авиалайнер, надежда отечественного авиапрома с большой перспективой вывода машины на мировой рынок. Признать, что самолет рухнул из-за технических причин — смерти подобно. Тем более, что после катастрофы заказчики нового самолета задумались: а покупать ли лайнер?

В мае и. о. вице-премьера Дмитрий Рогозин уже заявлял о "человеческом факторе", но оговорил, что выдвигать версии катастрофы до окончательного заключения комиссии будет спекуляцией. Замминпрома Юрий Слюсарь еще до своего вылета в Индонезию также сказал, что до публикации официального отчета не стоит строить версии, однако, по его словам, можно и без решения экспертов точно сказать, что до столкновения с горой самолет был абсолютно исправен. Теперь главная интрига заключается в том, будет ли на документе поставлены еще две подписи — французской (которая произвела двигатели для лайнера) и американской (поставившей на борт навигационные системы) сторон. Признают ли производители неисправность своего продукта — вопрос сомнительный.

Пока же в деле остается еще один момент, который является ключевым. Российская сторона считает, что самолет врезался в гору из-за ошибки диспетчера, который разрешил экипажу снизиться до высоты 1600 метров, а потом не отследил, что самолет, следуя заданной высоте, развернулся в сторону гор. Пока в отчете экспертов этот довод не описан, не подтвержден и попадет ли он вообще в документ, пока неясно.

Окончательный текст будет опубликован в начале октября. Российские эксперты, которые официально не участвуют в расследовании, говорят, что индонезийская сторона может проигнорировать доводы россиян об ошибке диспетчера и не включить версию в отчет без объяснения причин.

Российский самолет потерпел крушение недалеко от Джакарты в мае этого года. На борту лайнера находились 45 человек — экипаж и представители иностранных компаний. Полет был демонстрационным. Летчики попытались избежать попадания в грозовой фронт и попросили диспетчеров снизиться ниже него. Диспетчер разрешил, но когда самолет развернулся в сторону гор, он, находясь на небольшой высоте, врезался в одну из них. Останки лайнера и тела находившихся на борту, спасатели нашли на горе Салак. Именно из-за неожиданного маневра пилота появились версия о том, что члены экипажа решили показать широкие возможности самолета и свой профессионализм и "похулиганили" с фатальным исходом.

По некоторым данным, на записи бортовых самописцев были отчетливо слышны предупреждающие о сближении с препятствием сигналы систем. Также один из пилотов пытался остановить командира экипажа Александра Яблонцева от маневра. Последними словами, которые записал "черный ящик" были слова самого же Яблонцева: "Господи, что это?!".

В демострационных полетах "Сухого" участвовал известный российский блогер Сергей Доля. Он поднимался на борт погибшего самолета перед его последним вылетом и делал фотографии в кабине пилота. После крушения блогер опубликовал снимки, на которых запечатлена приборная панель лайнера. Кнопка устройства предупреждения о приближении к земле была выключена.

Читайте также: Скорбная хроника трагедий на взлете

— Кнопка предупреждения о столкновении с землей — очень важный прибор. При наличии неполадок или при сбое в системе именно она посылает сигнал тревоги пилотам. Исходя из той информации, которую мы имеем, можно сделать вывод, что кнопка находилась в выключенном состоянии и во время последнего рейса SSJ. Это грубое нарушение правил, тем более во время коммерческих полетов. Пилот обязан был включить кнопку. Пока сложно сказать, отчего она могла быть выключена: либо пилот по каким-то причинам не посчитал нужным ее включить, либо она не работала", — рассказал СМИ летчик "Индийских авиалиний" Рохит Рао.

В любом случае, окончательная точка в деле будет поставлена лишь в октябре. Впрочем, ждать осталось совсем недолго.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"