В Англии большой скандал. Супруги дали отпор грабителям, которые забрались в их дом, но сами оказались под следствием. Брайана и Трейси Ферри обвиняют в нанесении тяжкого вреда здоровью — они стреляли в преступников. Огромное количество людей встало на защиту пары и требуют освободить их от ответственности: ведь они защищали свою собственность.
Преступление, которое наделало столько шума на туманном Альбионе, произошло в графстве Лестершир. В дом супругов Брайана и Трейси Ферри забрались грабители. Когда хозяева обнаружили, что в доме находятся посторонние, они решили отбиваться от воров с помощью огнестрельного оружия. Двое грабителей получили ранения в ноги. Казалось бы, ситуация для европейского права очевидная: святая ценность частной собственности, защита своей жизни и имущества.
Читайте также: Вступиться за ближнего — себе дороже?
Но полиция сочла, что супруги Ферри не имели права открывать огонь по людям, так как прямой угрозы для их жизни не было. Семейной паре предъявили обвинения в нанесении тяжких телесных повреждений и выпустили под залог. Четверых грабителей также задержали, но, помимо обвинений в попытке кражи и проникновении на частную территорию, злоумышленники будут проходить по делу как потерпевшие. Новость быстро облетела британские СМИ, подняв скандал в обществе. Более 3 тысяч человек выступили в поддержку семьи Ферри, они считают, что все обвинения с них должны быть сняты, так как супруги защищали свое имущество.
— Я не сожалею что подстрелил их, — говорит Брайан Ферри. — Ранил их в ноги? Да я бы раздробил им головы! Я защищал свое имущество, и я прав.
Подобных скандалов в Англии не случалось с 1999 года. Тогда в графстве Норфолк местный фермер Тони Мартин застрелил 16-летнего Фреда Барраса, который со своим другом залез в его дом. Суд не счел, что жизни Мартина угрожала опасность, квалифицировал дело по статье "Убийство" и приговорил обвиняемого к пожизненному заключению. После того, как общество встало на защиту фермера, Королевский суд переквалифицировал обвинение в "Непредумышленное убийство" и в 2003 году Тони Мартин вышел на свободу.
Чем закончится дело супругов Ферри, пока неизвестно. Но тысячи англичан единодушно заявляют, что законы, касающиеся защиты частной собственности и жизни, надо менять. По мнению людей, закон больше защищает грабителя, влезшего в дом, нежели хозяина, давшего ему отпор.
В России, понятие самозащиты — норма размытая. Как именно нужно вести себя человеку, в доме которого находятся грабители, не прописано нигде. Да, необходимо вызвать полицию, но дав отпор самостоятельно, можно и самому угодить за решетку. Подобный случай произошел в Тульской области в апреле этого года. В дом местного предпринимателя ворвалось четверо грабителей. Налетчики требовали отдать золото и деньги, но получили отказ и принялись избивать жену и детей на глазах хозяина дома.
— В комнате было четверо маленьких детей, они били их, били жену, — рассказывал следователям глава семьи. — Мне засовывали в рот пистолет и требовали деньги и золото.
Когда грабители приставили оружие к голове малыша, хозяин дома схватил нож и зарезал троих налетчиков. Четвертому все же удалось скрыться.
Читайте подробнее: Спасший семью окажется за решеткой?
Следователи предъявили предпринимателю обвинение по статье "Убийство двух и более лиц", наказанием по которой может стать пожизненный срок. Тульский СКР полагает, что подозреваемый мог превысить пределы допустимой самообороны, и назначили ситуационную экспертизу. Но, несмотря на предварительные показания хозяев дома, которые твердят, что их жизням угрожала реальная опасность, обвинение с главы семейства никто не снял.
Впрочем, прецеденты прекращения уголовных дел в отношении потерпевших, которые убили своих обидчиков, в судебной практике все же есть. Так, в 2003 году суд рассматривал дело Александры Иванниковой. Женщина остановила частный автомобиль на одной из улиц Москвы и попросила ее подвезти. За рулем находился Сергей Багдасарян, который попытался изнасиловать женщину, когда та села в его машину. Иванникова, обороняясь, достала нож и ударила водителя в ногу. Оказалось что лезвие попало в бедренную артерию, в результате Багдасарян скончался от потери крови. Дело квалифицировали по статье "умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть".
Позже прокуратура переквалифицировала дело в "Убийство в состоянии аффекта", и суд назначил наказание в виде двух лет условно. Также Иванникова должна была выплатить около 200 тысяч рублей отцу погибшего. Тем не менее, Люблинский суд Москвы, куда Иванникова обратилась с обжалованием приговора, счел, что обвинения с женщины нужно снять и уголовное преследование прекратить.
Получается, что хоть прецедент и создан, но для общероссийской судебной практики он мало что изменил. Дела о превышении самообороны рассматриваются судами в индивидуальном порядке, а значит, по-прежнему непонятно, что именно можно делать, чтобы защитить себя и не попасть за решетку.
Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"