Образцово-показательная семья одной из украинских матерей-героинь оказалась адом для приемных малышей. Двух малюток "любящая мать" избила до смерти. Тело одной ее муж-шахтер и старшая родная дочь сожгли, а тело второй закопали. Испугавшись грядущей проверки опекунских органов, женщина-убийца похитила чужого ребенка, чтобы выдать его за своего.
Семья Оклей из города Краснодона Луганской области была гордостью шахтерского района. Глава семейства Светлана Оклей и ее муж-шахтер Александр Оклей воспитывали своих семерых детей — шесть девочек и одного мальчика. Старшей из дочерей на данный момент уже 22 года. Все дети — лауреаты и победители многочисленных районных конкурсов, талантливые и одаренные. Сама Светлана Оклей пишет детские сказки, которые затем выпускала в сборниках самиздата, писала песни и даже организовала семейный ансамбль, который принимал участие во всех знаковых мероприятиях города Краснодона и Краснодонского района.
В 2003 году местные власти дарят многодетной образцовой семье пятикомнатную квартиру в Краснодоне, в которую семья перебирается из находящегося неподалеку поселка. А в 2007 году приказом Президента Украины Виктора Ющенко Светлана Оклей получает звание мать-героиня.
Читайте также: Битва за любовь: вилка, газ и спецназ
В 2010 году Светлана и ее супруг решают усыновить мальчика, решив, что "в семье не хватает мужчин". Понравившийся ребенок из детского дома — мальчик Ваня 2005 года рождения., как выяснилось, имеет еще двух сестричек — Катю 2008 года и Лизу 2006 года рождения… По украинским законам, детей разлучать нельзя, и семья Оклей берет на усыновление всех троих малышей. В январе 2012 года 48-летняя Светлана рожает очередного, восьмого по счету ребенка. Всего в семье становится 11 детей — 8 родных и трое усыновленных.
— Странная семья, — так характеризуют семейство Оклей соседи по многоквартирному дому. — У них много детей, но никто никогда не видел их играющих во дворе или на детской площадке. Даже когда родился этот последний малыш, никто не видел, чтобы с коляской кто-то из этой семьи гулял. Дети, если вдруг и появлялись на улице случайно, то как тени, даже не здоровались. Просто проходили мимо. Не любила здороваться и сама Светлана.
— Она была слишком знаменитой, — рассказывают в городском исполкоме Краснодона. — Или считала себя таковой. Настоящей звездой, не иначе. Семья действительно была для города образцово-показательной, поэтому и внимание ей уделялось большое — им всегда дарили подарки, дети отдыхали в Артеке.
Чиновники не в обиде, что Светлана Оклей никогда не благодарила их за заботу и помощь.
— Скорее всего, она считала, что это наш долг, и что мы, чтобы ни делали, все равно — даем им недостаточно.
Семейство Оклей продолжало жить насыщенной жизнью — конкурсы, праздники, знаменательные даты — везде пели и плясали эти дети. Вскоре к семейному ансамблю присоединился и усыновленный Ваня. Его тоже стали частенько видеть на мероприятиях. Но никогда с ним не было его маленьких сестричек. Об их существовании не знали даже в районной детской больнице.
— Светлана мне как-то позвонила, говорит: "нужно посоветоваться", — рассказывает участковая медсестра Краснодонской детской больницы Елена Трофименкова, — и пришла вместе с мальчиком. Это был 2011 год. Я всех детей из семьи знаю очень хорошо, все время, пока они живут в Краснодоне, я к ним ходила. — Но это был незнакомый мне ребенок. Светлана рассказала, что усыновила его и не хочет, чтобы об этом еще кто-то знал. Мы завели на него новую карточку. Они сделали прививку, потом приходила еще пару раз. Но никогда Светлана даже не упоминала о том, что вместе с мальчиком она взяла еще и двух девочек. Об этом даже не знал никто.
Читайте также: Убийца Ани Прокопенко рассказал о содеянном
Подробности трагедий предстоит выяснить следствию, на данный момент правоохранители располагают достаточно скупой информацией. Известно, что в феврале 2011 года была убита Лиза. Ее "мать" до смерти избила за "непослушание", а когда поняла, что ребенок мертв, приказала мужу и старшей дочери избавиться от тела. Те положили труп в сумку, вывезли из города в сельский дом, в котором раньше жили, а после переезда в Краснодон использовали как дачу, и там более четырех часов сжигали. Спустя полгода страшная участь постигла и сестру Лизы Катю. В "воспитательных целях" Светлана долго избивала малютку, а когда ребенок умер, ее тело отвезли и закопали возле той самой "дачи".
Тем не менее, ни после первого, ни после второго убийства Светлана не перестала принимать участия в общественной жизни города.
— Она и на 8 марта пришла, получала подарки, и в мае приходила, у нас был праздник мам. И Светлана на нем пела. Пела вместе с одной из родных дочерей и этим усыновленным мальчиком, — рассказывают в Краснодонском городском совете.
Как уверяют чиновники, "даже в самом страшном сне никто из них не мог подумать, что Светлана Оклей может такое сделать".
— Семья считалась благополучной, ее ставили всем в пример, все документы были собраны. Поэтому суд принял положительное решение об усыновлении, — комментирует начальник отдела по делам детей Краснодонского горсовета Александр Квитка.
— Это была прекрасная семья. Образцовая семья. Светлана — человек очень творческий: танцует, поет, сочиняет стихи и сказки. Все дети — активные участники всех городских мероприятий. Они — публичные люди, всегда на виду. В 2011 году на одном из мероприятий, семья получила призовое место. А вместе с ним путевку в Артек.
Светлана- мать-квочка. Ни у кого и никогда бы не возникло подозрения, что Светлана не любит детей, — говорят в местной мэрии.
Чиновники из социальных служб не видят своих недоработок, говорят, все делали по правилам и по законам, хотя и признают — они допустили ошибку.
— Уж слишком все было хорошо, поэтому никто даже заподозрить ничего не мог. Да и к себе домой Светлана соцработников не допускала. Старалась пересекаться с ними на улице, когда вокруг нее бегали дети. А там пойми, кто из них кто, вроде детей много, все живы-здоровы, все при ней. Да и дети, даже приемные, похожи на родных сильно, вообще сложно разобрать.
Чиновники из Луганска еще более категоричны. Говорят, проверки делали, но Светлана Оклей умудрялась предъявлять им всех детей.
— Теперь надо узнать, каких детей она "подсовывала" вместо пропавших.
Читайте также: Тульский изувер отрицает свою вину
Еще более странно то, что в медкарточках девочек, согласно данным некоторых СМИ, есть отметки о прививках, сделанных… после смерти детей.
Однако начальник службы по делам детей Луганской областной государственной администрации Раиса Родина поспешила опровергнуть это.
— Факт этот был проверен. Да, действительно, информация такая есть, но она, наверное, не совсем достоверная, потому что прививки делались только одному мальчику. В мае месяце он был в больнице. По остальным детям такой информации нет, — заявила она.
Также Родина не считает, что семья Оклей усыновила трех детей из-за материальной выгоды.
— Она получила единоразовое пособие (факт усыновления в Украине приравнивается факту рождения ребенка) за этих детей, за всех троих в размере 36 000 гривен, — заявила Родина. — Там не было никакой выгоды. И звание, и квартиру, и прочие блага она получила до того, как усыновила детей.
Тем не менее, как известно, в 2011 году Президент Украины Виктор Янукович одобрил увеличение выплат при рождении первого ребенка в размере 30 прожиточных минимумов для детей до шести лет, второго — 60, третьего и последующих — по 120.
Соответствующий закон Верховная Рада приняла 17 марта.
Согласно государственному бюджету на 2011 год, прожиточный минимум для детейв возрастедо шести лет установлен с 1 января в размере 816 гривен, с 1 апреля — 832 гривны, с 1 октября — 853 гривны, с 1 декабря — 870 гривен.
Несложная арифметика, чтобы подсчитать, какая сумма "светила" семье Оклей за троих усыновленных детей. Возможно, никто и никогда бы так и не узнал о страшных убийствах детей, если бы не случай.
Проверяющие службы, как сейчас рассказывают чиновники, стали настаивать на встрече со всеми детьми, отговорки Светланы их перестали устраивать. И женщина запаниковала.
В начале августа 2012 года в милицию обратилась жительница поселка Семейное, Краснодонского района, заявив о похищении трехлетней дочери Кристины Кабаковой. Ее старший сын, шестилетний мальчик гулял с сестрой на улице, когда к ним подъехали незнакомые люди — мужчина и женщина на мотоцикле. Девочку схватили и запихнули в коляску мотоцикла и увезли в неизвестном направлении.
На ноги была поднята вся милиция города, со слов мальчика составлен фоторобот похитителей. Были разостланы ориентировки. Наконец, правоохранителям удалось выйти на след похищенного ребенка. Перепуганную девочку нашли под кроватью, заваленную грудой тряпок на "даче" Оклей.
Читайте также: Переходный возраст толкает на преступление
Через несколько минут туда заявилась Светлана и заявила: эта девочка — ее дочь Лиза.
Но к дому уже приехала родная мама похищенного ребенка, которая просто опешила от такой наглости Оклей.
Но Светлана принялась выкручиваться, заявив, что якобы еще зимой две ее "новые" дочки пропали, якобы их кто-то похитил. Заявлять в милицию об этом женщина не захотела, зато якобы решила отомстить и украсть чужого ребенка.
Тут же крутился и маленький Ваня, обратив внимание на ребенка, милиционеры ужаснулись: мальчик был весь избит, в синяках и шрамах. Ребенок, улучив момент, когда на него не смотрела приемная мать, дернул за руку одного из милиционеров и прошептал: "Заберите меня от нее, иначе меня забьют". Также Ваня рассказал, где прячется и его папа. Александра нашли на чердаке, где он пытался скрыться.
Решением суда Ленинского района Луганска, Александр и Светлана Оклей взяты под стражу и находятся в СИЗО Луганска. Старшая дочь, которая помогала скрыть следы преступления, совершенного матерью, находится под подпиской о невыезде.
И отец, и дочь дали признательные показания и показали, где прятали тела убитых девочек. Светлана Оклей свою вину не признает, настаивает на том, что детей похитили.
Ваня помещен в больницу, где за его здоровьем наблюдают медики и психологи, самый младший ребенок Оклей, шестимесячный мальчик также в больнице. Остальные дети помещены в различные учреждения.
С похищенной Кристиной Кабаковой, которую вернули родителям, работают психологи.
Как отмечают в прокуратуре, убийце матери-героине "светит" пожизненное заключение.
Вопросов в этой драме, которая шокировала всю Украину, больше, чем ответов: сейчас поговаривают, что Светлана Оклей — психически нездорова. Но как же, в таком случае, она получила все необходимые документы, в том числе и медицинские, на усыновление детей? Почему никто не знал на протяжении почти что полутора лет (да и не узнал бы, если бы не похищение Кристины) о пропаже малышек? Как могли жить, храня страшную тайну, остальные дети Оклей, ведь многие из них уже взрослые и отдают себе отчет в происходящем?
Сейчас усыновление становится модным во всем мире, чиновники выдают блестящие отчеты о "проделанной работе", перерезают ленточки на детских домах семейного типа, фотографируются с улыбающимися малышами, которые обрели папу и маму, вручают квартиры и машины…
И только эти дети потом знают, чего стоит это мишурно-блестящее благополучие "образцовых" семей. Только рассказать об этом дети уже никогда не смогут.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"