После наводнения в Крымск придет засуха

Паводки такого катастрофического масштаба, как в Крымске, случаются раз в 200 лет. Глава Росгидромета Александр Фролов обнародовал выводы ведомства о причинах наводнения: это рекордные осадки, особенности горного рельефа и замусоренное русло реки Адагум. Чтобы избежать дальнейших жертв, нужно отселить людей, живущих на низких участках ее поймы.

Росгидромет подготовил окончательный доклад о причинах чрезвычайной ситуации в Крымске. Как сообщил на пресс-конференции руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов, сразу после окончания паводка специалисты службы выехали в Крымск, Геленджик и Новороссийск для проведения гидрографической съемки пострадавшего района.

Александр Фролов продемонстрировал журналистам карты, фиксирующие объем выпавших осадков, на которых 6 июля кривая резко взлетает вверх. Именно тогда в регионе выпало 170 миллиметров осадков. С учетом же предыдущих суток метеорологи оценивают их объем почти как полугодовую норму. Для сравнения — 10 лет назад, когда в Крымске также случилось наводнение с человеческими жертвами, осадков было в два раза меньше.

Читайте также: Крымск научил чувствовать чужую боль

К катастрофическим последствиям в этом раз привели сразу несколько факторов. "Перед Крымском две реки сливаются в одну — Адагум. Паводок формировался очень быстро, что привело к поднятию уровня реки на два-три метра. Сама долина реки очерчена двумя насыпями — железнодорожной и автомобильной. И как раз на подходе к городу долина сужается. И получилось, что именно в это узкое место и хлынул основной поток воды. А автомобильный мост со скопившимся под ним мусором стал дополнительным препятствием, поднявшим волну до семи метров", — объясняет Александр Фролов. Сам доклад Росгидромета будет обнародован на сайте ведомства.

К техногенным и природным факторам добавилась еще и человеческая халатность. Русло реки основательно замусорено, а местами заросло лесом. Ну, а наиболее опасные зоны в пойме давно застроены. "Разрешение на строительство в таких местах местные власти должны давать исключительно по согласованию с теми структурами, которые отвечают за безопасность людей", — уверен Владислав Болов, начальник Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Но теперь, как говорится, все уже случилось. И главный вопрос — не повторится ли такое. По оценкам метеорологов, столь масштабные ливни, приводящие к наводнению, случаются раз в 200 лет. Но это вовсе не значит, что теперь жителям Крымска можно вздохнуть с облегчением и забыть происшедшее как страшный сон.

"В этой зоне Крымска жить нельзя, так что людей необходимо отселять. Если дом стоит в зоне выноса селевого потока, он обязательно рано или поздно будет разрушен", — уверен Александр Фролов.

Вообще для Кавказского региона сильные ливни, сопровождающиеся оползнями и селями — частое явление. Из-за гор с крутыми склонами опасная ситуация может сформироваться буквально за час. Поэтому, по словам Александра Фролова, необходима инвентаризация таких территорий, чтобы выяснить, кто там селится и какое строительство там ведется. И при возможности — отселение людей в безопасные места. Иначе будут новые жертвы.

Тем более, что дать заблаговременный прогноз получается далеко не всегда. Хотя у Росгидромета и МЧС есть совместный проект по прогнозированию быстро развивающихся опасных природных явлений — наводнений, смерчей и тому подобное. Александр Фролов пообещал, что после катастрофы в Крымске этот проект будет пересмотрен и доработан.

Но и точных прогнозов бывает недостаточно, чтобы своевременно спасти людей. "Принудительная эвакуация — это нарушение конституционного права граждан. И в полном объеме она может быть проведена только при введении режима чрезвычайного положения на данной территории. У нас бывают случаи, когда мы уговариваем жителей покинуть дома, а в ответ на нас направляют ствол из окна с требованием оставить в покое", — привел пример Владислав Болов.

По его мнению, необходимо работать с людьми, проживающими в опасных районах, — например, проводить учения гражданской обороны, как это делается в Японии. А также объяснять им их ответственность. Это может быть невыплата компенсаций при отказе эвакуироваться, а также необходимость страховать свое жилище.

Опасных природных явлений с каждым годом все больше. Но при этом, как заметил представитель МЧС, число чрезвычайных ситуаций, вызванных ими и приведших к большому числу жертв, за последние 10 лет сократилось в три раза. К примеру, в последние годы число погибших на пожарах сократилось на 8 тысяч человек — с 19 тысяч до 11 тысяч в год.

Читайте также: Крымск так страшен, когда его малюют

Владислав Болов также посетовал, что прессу мало интересует, какие природные катастрофы удалось предотвратить благодаря своевременно принятым мерам. Но может, как раз и благодаря концентрации внимания общества на происшествиях, подобных Крымску, есть надежда, что в будущем они уже не повторятся. Как, например, ситуация с горящими торфяниками в Московской области, окутавшими дымом столицу летом 2010 года. И МЧС, и Росгидромет уверяют, что в этом году ничего подобного не произойдет. Хотя август ожидается сухим и теплым: температура воздуха будет выше нормы практически по всей территории России.

Над европейской территорией России вновь, как и в 2010 году, встанет блокирующий антициклон — возможно, на пару недель. Но Александр Фролов пообещал, что жара будет не столь беспощадной — около 30 градусов, А вот в Краснодарском крае температура поднимется до 37-40 градусов.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"