На прошлой неделе во Франции вступил в силу новый закон, запрещающий ношение в общественных местах мусульманских женских головных уборов, которые полностью закрывают лицо. Франция единственная страна в Европе, где принят такой закон. Большинство граждан его поддерживают, но зачем вмешиваться в личные пристрастия человека? Ведь фанатики могут встать на дыбы.
Тридцатидвухлетняя уроженка Авиньона была арестована в Париже, но не за ношение никаба, а за участие в несанкционированной демонстрации противников нового закона. Всего арестовано трое активистов, протестовавших около собора Парижской богоматери. В соответствии с законом, мусульманкам разрешено носить только хиджаб, поскольку он оставляет лицо открытым, а вот никаб и бурка, чадра и паранджа — запрещены. Никаб оставляет открытым лишь узкую полоску для глаз. Россиянам хорошо знакомо это одеяние по фотографиям уничтоженных спецназом шахидок в Театральном центре на Дубровке.
В соответствии с новыми правилами, наказание за ношение скрывающих лицо головных уборов в общественных местах и за рулем собственного автомобиля заключается в штрафе суммой 150 евро и обязанности пройти обучение на курсах о правах и обязанностях французского гражданина. Лицо, принуждающее женщину к ношению подобного головного убора, может быть оштрафовано на сумму до 30 тысяч евро или приговорено к году тюремного заключения. В местах отправления религиозного культа закон не действует. Запрет, который давно лоббировал президент страны Николя Саркози, не раз заявлявший, что подобная одежда унижает достоинство женщин, обосновывают интересами безопасности и равенства полов. Большинство граждан страны поддерживает закон. Таковые имеются даже среди шести миллионов французских мусульман. И не все 500 или две тысячи мусульманок, носящих подобные одеяния, готовы к активному противодействию закону. Однако меньшинство бывает порой очень агрессивным.
Столичная газета Parisienne уведомила своих читателей, что, согласно отчету парламентской комиссии, паранджу в стране не носит никто, никаб носят 1900 женщин. Согласно данным министерства внутренних дел Франции, 90 процентов женщин, которые носят никаб, не достигли 40 лет, и половина из них проживает в Париже и окрестностях французской столицы.
Читайте также: Закрытая одежда — путь к свободе
Французский бизнесмен, глава правозащитной ассоциации Рашид Некказ, претендовавший в 2007 году на пост президента Франции, пообещал создать фонд размером один миллион евро, чтобы выплачивать штрафы за каждую нарушившую закон мусульманку. Французский предприниматель алжирского происхождения лукавит, ведь он прекрасно знает, что мусульманки живут преимущественно в эмигрантских районах, куда полиция редко заглядывает. Тем не менее, им уже открыт счет, на который он положил 200 тысяч евро. Месье Некказ абсолютно не против закона, запрещающего надевать закрывающее лицо покрывало государственным служащим, но его возмущает запрет на ношение никаба на улице.
Лидер "Аль-Каиды" Усама бен Ладен в своем аудиообращении высказался в том духе, что это решение является унизительным для исламской нации. Ведущий шиитский теолог, Великий Аятолла Лотфоллах Сафи Голпаегани во всеуслышание объявил: "Закрывать свое лицо от мужчин — неотъемлемое право каждой женщины, которого ее не может лишить никакой закон".
С другой стороны, президент Мусульманской конференции Франции Хасен Шалгуми, имам парижского пригорода Дранси, заявил, что ношение бурки (паранджи) — это не религиозное предписание, а инструмент доминирования над женщиной и в Коране не предписывается ношение подобной одежды.
С прошлого года запрет на ношение подобных головных уборов внесен на рассмотрение в парламент Италии, принятие подобного закона обсуждают в Нидерландах и Бельгии. Однако Франция оказалась единственной европейской страной, в которой был введен подобный запрет. Время покажет, к чему это может привести. Скорее всего, страсти улягутся и все более или менее устаканится. Тем более, что в ближайшие дни вряд ли кого-то оштрафуют или арестуют за нарушения. Инструкции для полицейских еще не прописаны. Удивляет другое, как французское правительство (за закон проголосовали 336 депутатов при одном голосе "против", социалисты не принимали участия в голосовании) дожимает в некоторых вопросах. Не успели еще как следует остыть от высылки цыган — как грянул новый запрет.
По сути, правые, радикалы и фундаменталисты очень похожи друг на друга. Никакая религия тут не помеха.
Взглянем на новые правила ношения одежды, которые с января этого года вступили в силу в Иране. Студенткам категорически запрещается носить джинсы, облегающие пальто и одежду ярких цветов. Им запрещается отращивать ногти, наносить татуировки и носить головные уборы без шали. Студентам высших учебных заведений запрещается красить волосы, выщипывать брови, носить облегающую одежду и слишком короткие безрукавки.
В 2007 году в Иране запрещена к ношению одежда дизайнерских домов Dolce&Gabbana и Louis Vuitton. На эти бренды возлагается вина за пропаганду чуждой ценностям ислама культуры. Заодно пострадала и итальянская марка одежды Benetton. Парламент Ирана издал указ о закрытии шести магазинов, торговавших продукцией этой компании.
Возможно, мы скоро станем свидетелями запрета на ношение карнавальных масок в Венеции или медицинских марлевых повязок во время разгула эпидемии. Ведь были же примеры нападения преступников в таких масках на инкассаторов и банки. Долой бороду у Деда Мороза — пусть будет лысым как Брюс Уиллис на рекламных проспектах нуворишей из банковской сферы. Прятать лицо в подобие никаба — когда открытыми остаются лишь глаза — останется привилегией бравых парней из силовых органов. Рядовой гражданин в маске или гражданка в бурке — чересчур вольные птицы, которые могут позволить себе индивидуальное мнение, расходящееся с государственными намерениями. Такие не берут потребительские кредиты, следовательно, они еще и экономические оппозиционеры. Поставить все и вся под контроль — вот задача таких законов.
В нашей стране пока нет проблемы с ношением закрывающей лицо одежды. На всю огромную страну не больше десятка обращений по поводу "дискриминации по религиозному признаку". Беспрецедентный случай произошел в прошлом году в Казани, где уволили сотрудницу автосалона "Делфо-парк" — официального дилера компании General Motors, — которая отказалась снимать мусульманский платок на работе. Пока в России действует правило: работодатель не вправе уволить сотрудника за его костюм, в том числе за ношение хиджаба. но сотрудник обязан соблюдать дресс-код, указанный во внутреннем трудовом распорядке.
Вполне понятен запрет на ношение закрывающей лицо одежды во время сдачи экзаменов. Между прочим, такое табу существует в Египте. Резонно, когда такой наряд может вызвать вопросы у сотрудников, отвечающих за безопасность, например, в аэропортах. Недавно американскому Госдепу пришлось извиняться за то, что сотрудники безопасности аэропорта (в соответствии с инструкцией) обыскали индийскую женщину-дипломата, облаченную в сари. Возможно, в ее действиях и не было провокации, но любой здравомыслящий человек понимает, что и когда следует надевать.
В любом светском государстве существуют свои устоявшиеся представления, разделяемые большинством верующих людей разных конфессий. Искренняя вера в Бога очень далека от вызывающей демонстрации своей религиозности. И когда это понимают и разделяют все заинтересованные стороны, проблем, подобных французским, просто не возникает.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"