Вчера стало известно о том, что Министерство промышленности и энергетики внесло в правительство согласованный с другими ведомствами проект постановления о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Как следует из сообщения представителей министерства, нефтепровод будут тянуть до российского порта Находка. Тем самым отвергается так называемый "китайский вариант", согласно которому нефть должны была пойти до китайского Данцина. Ни слова в постановлении не сказано даже об ответвлении в Поднебесную, которое рассматривалось как компромиссный вариант.
За нефтепровод до Находки выступала госкомпания "Транснефть" и лично ее глава Семен Вайншток. На "китайском варианте" настаивали в свое время частные нефтяные компании, особенно усердствовал в этом вопросе ныне арестованный глава НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский. Аргументация олигархов была простой. По их мнению, трубопровод в Китай в два раза дешевле варианта "Транснефти", к тому же потребности Китая в нефти постоянно растут (особенно в последнее время). Стоимость в реализации проекта играет ключевую роль, так как у государства просто нет такого объема свободных средств, чтобы реализовать подобный проект. Поэтому предполагалось, что львиная доля нагрузки ляжет на российские нефтяные компании.
Но у "китайского варианта" нашлось немало противников. Первый из них — здравый смысл. Ориентация только на одного потребителя — Китай — угрожает национальной безопасности России, делая наших экспортеров уязвимыми в случае изменения политики Поднебесной в сфере потребления нефти.
С этим согласны и эксперты. "С внешнеполитической точки зрения, наверное, это лучшее решение (строить нефтепровод до Находки — прим. ред.)", считает начальник консультационно-аналитического отдела ФК "Интерфин-Трейд" Халиль Шехмаметьев. Аналитик напоминает, что "Россия один раз уже построила Китайскую Восточную Железную Дорогу (КВЖД). Тем не менее, потом ей пришлось строить Транссиб вокруг Китая. Здесь сразу решили не лезть в Китай, а строить в обход". Наверное, со стратегической точки зрения — это лучшее решение, заключает Шехмаметьев.
С ним согласен и начальник аналитического отдела ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских. Преимуществом варианта "Транснефти" он назвал диверсификацию потребителя. "Очень много мы работаем с китайцами и знаем, что это достаточно сложные экономические партнеры, и полностью зависеть от одного потребителя было бы очень накладно", считает Подлевских.
Нефтепровод до Находки позволит России возить нефть в Китай, США, Японию, Южную Корею. "Находка — это глубоководный порт, — отмечает Шехмаметьев, — соответственно, там есть возможность принимать суда всех классов. Если в Южную Корею или Японию можно возить нефть "десяти- двадцатитысячниками" (танкерами емкостью 10-20 тысяч тонн), то в Америку эффективно возить "стотысячниками", более крупными суднами". Особенности порта позволяют работать с такими танкерами.
Шехмаметьев, однако, предположил, что в этом случае путь нефти в Китай будет комбинированным. "Я не исключаю вероятность, — сказал аналитик, — что китайцы построят НПЗ в Манчжурии, проведут трубу только до него и замкнут этот НПЗ на внутренний рынок и не будут делать экспортный маршрут".
Тем не менее, экспертов насторожила заявленная смета проекта, которая, по некоторым данным составляет на сегодняшний день около $11 млрд. В разное время назывались разные цифры — от $5 до $16 млрд., напоминают аналитики.
По информации Халиля Шехмаметьева, источники финансирования трубы предполагают использование налоговых льгот и экспортных кредитов, которые хочет получить для себя "Транснефть". "Когда люди заикаются о льготах, вполне возможно, что будет какая-то "карманная тяга", предположил аналитик.
Николай Подлевских не исключает долевого привлечения средств от самих нефтяных компаний. При этом он убежден,что "Транснефть" будет привлекать зарубежные средства. "Думаю, там будут участвовать и японские деньги", — считает Подлевских. Напомним, что на варианте "Ангарск-Находка" настаивали также японцы, для которых, естественно, это означает доступ к дешевой российской нефти. По словам Подлевских, японцы многократно сообщали, что готовы инвестировать в этот проект.
Подлевских также считает, что решения о льготных зонах, льготных тарифах, или частичного освобождения от налогообложения при строительстве нефтепровода обязательно последуют, особенно тогда когда "Транснефть" будет выбиваться из смет финансирования. По его словам, это будет решаться в рабочем порядке.
Впрочем, вопрос с ответвлением в Китай будет неоднократно подниматься и рано или поздно ветка будет построена. Так считают и эксперты.
По словам директора "Союза поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса" Евгения Шестернинова, Президент Путин объявил Китай стратегическим партнером в плане совместной деятельности. "Возможно, отказ от ветки в Китай на данном этапе — половинчатый шаг, чтобы не будить ничей нездоровый интерес", считает Шестернинов.
"Если посмотреть на карту, можно увидеть, что вся Западная Сибирь испещрена трубопроводами, а Восточная как бы отдыхает. Задача развития Восточной Сибири все равно актуальна", считает Евгений Евгеньевич. ",Может быть там будет какая-то игра, какая-то дележка, будут какие-то интересы- продолжает он. Будут каким-то образом играть на интересах Китая, Японии". "Я думаю, что ответвление будет", — сказал Шестернинов.
А Николай Подлевских удивлен, почему в проекте не был сделан акцент на двухэтапном строительстве. "С моей точки зрения хорошо было бы разбить этот проект на два участка. Первый участок вводится до того места, откуда будут возить нефть железной дорогой в Китай. Следующий этап — до Находки. Все ресурсы, соответственно, концентрируются сначала на первом этапе, затем на втором", — говорит Подлевских.
На поэтапном строительстве восточного нефтепровода в последнее время настаивал и глава "Транснефти" Вайншток . Он предлагал сначала построить трубопровод Тайшет-Сковородино с возможным ответвлением на Китай, и терминал в Находке, куда нефть будет поступать по железной дороге от Сковородино.
Добавим, что этот вариант назывался "компромиссным". Предполагалось, что он сможет оптимизировать смету и сроки строительства. Но при таком раскладе, как в случае любого долгостроя в нашей стране, существуют риски замедления работ по второму этапу, который, собственно, и несет основные преимущества.
Говоря о рисках текущего проекта, аналитики отмечают, что "у принятого варианта есть минусы: большая стоимость, большое время строительства, при котором трудно прогнозировать, что будет через это время с рынками, потреблением, с ценами и так далее". При нынешнем варианте "температура взаимоотношений России и Китая, конечно, понизится", уверен Подлевских.
Впрочем, не исключено, что главная интрига с Китаем еще впереди. Буквально на днях официальная китайская газета China Daily сообщила об обнаружении огромных запасов нефти на дне Бохайского залива в Желтом море (Северный Китай), которые позволят в дальнейшем опираться преимущественно на собственные энергоресурсы.
Общие запасы нефти в этом районе достигают, по оценкам экспертов, 20.5 млрд. т, из которых подтвержденные запасы составляют 9 млрд. т. Как заявил представитель Китайской нефтехимической корпорации Sinopec Цзинь Чжицзюнь, добыча нефти в Бохайском заливе "потенциально может удовлетворить энергетические потребности страны в течение достаточно длительного времени".
Впрочем, Подлевских считает, что такие сообщения — это элемент договорной игры, "а китайцы, как, пожалуй, никто, мастера в таких играх".
Обсудить статью
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.