Подлодку К-19, ставшую прообразом скандального голливудского боевика, распилят "На иголки"

На днях из Ара-губы (Кольский полуостров) на судоремонтный завод «Нерпа» отбуксирована легенда Северного флота - атомная подводная лодка К-19(заводской номер 901). Именно эта субмарина с рекордно трагической судьбой и стала прообразом новейшего американского боевика «К-19». Но американские сценаристы до того извратили фактологические аспекты судьбы подлодки, что российские ветераны-подводники решили подать в суд на создателей фильма – ведь именно их, ветеранов, как бы подставили! Ведь во время подготовки к съемкам фильма многие из них выступали в качестве консультантов американской сценарной группы, рассказывали все, как есть. А получилось... По мнению известнейшего ветерана подводного флота, Героя советского Союза Вадима Березовского, ныне проживающего в Северодвинске, американцы имеют все основания такой суд проиграть.

 Подлодка была построена на Севмашпредприятии в Северодвинске, спущена на воду 11 октября 1959 года и вступила в строй 12 ноября 1960 года (ответственный сдатчик В. Куликов, сдаточный механик И. Маньковский, командир корабля капитан 2-го ранга Н. Затеев). В июне 1961 года К-19 включили в состав Северного флота. К слову, именно эта лодка была первой атомной в Военно-Морском флоте СССР, вооруженной баллистическими ракетами. К-19 вместе с однотипными К-33 и К-55 вошла в состав отдельной бригады подводных лодок Северного флота, впоследствии ставшей базовой для формирования первой краснознаменной флотилии атомных подводных лодок. Экипаж К-19 совершил несколько боевых служб, в 1967 году, когда страна отмечала 50-летие Великого Октября, завоевал для Северного флота один из первых призов главкома ВМФ СССР - «За лучшую ракетную стрельбу». Это говорит о том, что на подлодке несли вахты профессионалы флота. К сожалению, у К-19 в ее морской судьбе были и черные страницы. Причем немало. Так, 3 июля 1961 года при несении боевой службы в Северной Атлантике подлодка получила серьезные повреждения в результате аварии главной энергетической установки и потеряла ход. Субмарину на буксире привели в базу (в результате аварии погибли 8 моряков). Затем ремонт на Севмаше - заменили реакторный отсек. 15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной «Cato» и, получив повреждения, вернулась к месту базирования, в Западную Лицу.

 Авария, произошедшая с К-19 24 февраля 1972 года при несении боевой службы в Северной Атлантике, была трагической: в результате пожара в отсеках корабля погибли 28 человек.

 С июня по ноябрь 1972 года подлодка проходила аварийный ремонт на

 «Звездочке» (ответственный сдатчик А. Куликов) и была модернизирована по проекту 658-С.

 После ремонта К-19 еще не раз выходила на боевые дежурства. В 1990

 году ее вывели из боевого состава флота. И вот легендарный подводный корабль Северного флота завершил свой последний поход: на стапелях судоремонтного завода «Нерпа» его ждет утилизация.

 И в заключение. За те аварии, которые выпали на судьбу К-19, ее, собственно, и окрестили «Хиросимой»…

 

 Виталий БРАТКОВ,

 «ПРАВДА.Ру»

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить