На прошлой неделе наш вечно хмурый министра Илья Клебанов озвучил выводы правительственной комиссии: атомная подводная лодка «Курск» погибла от взрыва торпеды.
Тон, каким это было сказано, не допускает возражений или иных толкований, - по крайней мере публичных. Однако, сообщение Клебанова не погасило, а наоборот вновь взбудоражило множество слухов и вопросов. И впрямь, торпеда – это было ясно ещё почти два года назад. Но, почему взорвалась эта торпеда? И почему перед вторым, главным взрывом торпеды командир успел перевести в отсеки почти весь экипаж?
Это и есть самый больной вопрос, который мучает не только моряков, но и миллионы людей по всей России. Вновь пошли разговоры о тайне гибели «Курска», и рот никому уже не заткнёшь: подозрения о столкновении его с другим подводным кораблём. И разговоры об этом будут идти и сегодня, и завтра, и через сто лет, - тем более, что власти своими умолчаниями, полуправдой, а то и глупостью лишь усиливают загадку всей катастрофы.
Мой коллега из «Российской газеты» Александр Емельяненков на второй день после сообщения Клебанова попытался узнать подробности, и вот что из этого вышло – даю ему слово:
- Генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Баранов, под чьим руководством создавались «Курск» и другие корабли этого проекта, входит в состав правительственной комиссии. И вчера вечером мы связались с ним в надежде получить квалифицированный комментарий, но Игорь Леонидович, поблагодарив за проявленное к нему внимание, предложил ограничиться тем, что сказал председатель комиссии.
Не решился раскрыть генеральный конструктор и «страшной» военной тайны: был ли кто-то из следственной бригады ГВП или Генеральной прокуратуры на вчерашнем заседании комиссии.
За ответом на этот вопрос мы обратились непосредственно в Главную военную прокуратуру – молчание. Затем, - в Центр общественных связей Генеральной прокуратуры, где нам любезно посоветовали связаться с военным прокурором Северного флота Владимиром Муловым.
Звоним в Североморск. Генерал-майор юстиции и Мулов, как выяснятся, пребывает в законном отпуске. Но замещающий его Павел Водинский, к удивлению, не спешит повесить трубку.
- Про комиссию в Санкт-Петербурге узнаю от вас, - заявил ВРИО военного прокурора флота. Нас туда никто не приглашал, материалов не запрашивал и в известность не ставил.
- А от кого исходит решение о прекращении работ на первом отсеке?
- Мы с подобной инициативой не выходили однозначно.
- Военные утверждают, что «поднимать больше нечего!».
- Неправда. Есть что поднимать, и есть в этом необходимость, - сказал, как отрезал полковник юстиции. – Но кто об этом спрашивает?! И нас, и командующего флотом возмутил упрёк в том, что представители следствия уклоняются от комментариев. Если надо дать обстоятельное интервью – мы не отказываемся. Но нужно получить разрешение…
- А письмо генпрокурора президенту с просьбой поддержать аргументы следствия было?
- Было. И вообще, как не раз заявлял при встречах Генеральный прокурор, акт правительственной комиссии для нас не более, чем документ в деле.
Наш разговор с Павлом Фёдоровичем завершился, как мне показалось, на оптимистической ноте. По его словам, тот факт, что комиссия завершает работу, ни коим образом не означает, что вместе с этим завершается и следствие по делу. Однако, как видим, противодействие этому следствию весьма велико. Трусость чиновником, как военных, так и гражданских, способны похоронить любую гласность не только в морской пучине, но и в словесной.
Виталий ЧЕРКАСОВ
ПРАВДА.Ру
Волгоград
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.