Судом Центрального района белорусской столицы, Минска, начато рассмотрение сенсационного уголовного дела, от которого идет мороз по коже: сразу несколько человек обвиняются в попытке продажи… радиоактивных урановых стержней, добытых, по всей вероятности, на аварийной Чернобыльской АЭС.
Как сообщила вчера газета «Советская Белоруссия», расследование уголовного дела в отношении интернациональной преступной группы велось следственным отделом Управления КГБ по Минску и Минской области. И вот что выяснили белорусские КГБ-шники: в начале этого года группа «злоумышленников» (помните красноречивый рассказ классика?) пыталась сбыть в Беларуси около 1,5 килограмма диоксида урана-235 и 238. Ряд проведенных по делу экспертиз так и не смог дать однозначный ответ, где были похищены урановые трубки. Однако материалы следствия говорят, что радиоактивный металл прибыл в Беларусь с Украины, с Чернобыльской атомной станции…
В качестве обвиняемых по делу проходят пять человек: украинец Веселовский и белорусы Курдесов, Банкалюк, Волченко, Гуринович. Связать крупнейшую партию контрабандного урана с ЧАЭС позволяет биография именно Веселовского. Как было установлено в ходе расследования, в 1987 году он приехал работать в Чернобыль, где получил должность старшего мастера реакторного цеха по оприходованию радиоактивных элементов ЧАЭС. До этого Веселовский работал на одной из атомных электростанций в России. То есть, как видно, доступ к урану он имел. Кроме того, в 1993 году на ЧАЭС произошло ЧП. Было похищено ядерное топливо — циркониевые трубки с двуокисью урана, аналогичные тем, которые в 2002 году прибыли в Беларусь. По факту исчезновения урана в Украине было возбуждено уголовное дело, но завершилось оно ничем. Следствию просто не удалось установить лиц, причастных к хищению. Что особенно интересно, одним из главных свидетелей по делу проходил все тот же Веселовский.
В пользу того, что уран был похищен на ЧАЭС, говорит и тот факт, что в Беларусь он попал с Украины на электричке Чернигов — Иолча, через железнодорожный пункт пропуска "Новая Иолча", где существует упрощенный порядок перехода границы. Иными словами, следы ведут в Чернобыль, и принадлежат они Веселовскому. Вероятно, похитив уран, бывший работник ЧАЭС выждал, пока улягутся страсти, а затем решил сбыть товар. Правда, проведенная по делу техническая экспертиза не смогла дать однозначного ответа о принадлежности трубок, так как у них были обломаны части с идентификационными номерами. Веселовский же категорически отказывается от своего участия в краже стержней и утверждает, что уран достал Курдесов. Курдесов, в свою очередь, говорит, что трубки принадлежат Веселовскому. Этот замкнутый круг следователям так и не удалось разорвать. Тем не менее, расследование дела завершено, и роль каждого из обвиняемых определена достаточно точно.
Белорусский сайт www.sb.by сообщает живописные подробности уникального «ченобыльского» дела. Согласно выводам следствия, Курдесов долгое время жил на Украине, затем перебрался в Могилев. В конце 2001года он поделился со своим знакомым, снабженцем Минского подшипникового завода Банкалюком, что есть возможность продать уран, но нужно найти хорошего покупателя. Банкалюк вызвался помочь знакомому и вскоре вышел на Гуриновича, который, в свою очередь, нашел Волченко. Кстати, в январе 2002 года в отношении Гуриновича Следственным комитетом МВД Беларуси было возбуждено еще одно уголовное дело, связанное с попыткой незаконной продажи драгоценных камней, поэтому данная фигура всплыла вовсе не случайно. О попытках неких лиц найти покупателя для урана в конце 2001 года стало известно КГБ. Руководство комитета решило внедрить в группу оперативного сотрудника с легендой, подходящей для роли потенциального покупателя. Как отмечают в КГБ, Волченко и его подельники оказались очень подозрительными продавцами. Внедренного оперативника несколько раз проверяли и перепроверяли, прежде чем решились иметь с ним дело. Но "покупатель" играл свою роль безукоризненно. Для подтверждения качества товара он потребовал продать ему сперва один урановый стержень.
В пятницу, 28 декабря 2001 года, Курдесов привез в Минск кусок обломанной урановой трубки. На ул. Ангарской он передал товар Банкалюку, а тот отвез уран Гуриновичу. Гуринович же позвонил Волченко и договорился с ним о встрече. С оперативником КГБ встречался уже Волченко, который оказался последним звеном в цепочке посредников. Проверочная закупка обошлась комитету в 10 тыс. долларов, но результат того стоил. Проведенная экспертиза подтвердила, что продавцы действительно реализуют диоксид урана-235 и 238. Поэтому было принято решение довести операцию до логического конца и накрыть всю партию контрабандного товара.
В результате операции были задержаны все члены группы, у которых было изъято 5 циркониевых трубок с двуокисью урана длиной 290–300 мм и одна маленькая, 50 мм, а также 10 тыс. долларов, полученных от КГБ при проведении контрольной закупки. Впрочем, называть фигурантов дела организованной преступной группой вряд ли правильно. По сути, они — цепь посредников, каждый из которых пытался урвать свой кусок от нелегальной поставки смертоносного металла. Если у Курдесова и Веселовского товар стоил около 250 тыс. долларов США, то Волченко собирался продать его уже приблизительно за 800 тысяч. Во что обошлась бы данная покупка ни в чем не повинному населению, не предотврати ее КГБ, злоумышленники, конечно же, не думали.
Насколько строгим будет приговор в республике, натерпевшейся от чернобыльских бед, тоже никто пока не думает…
Андрей МИХАЙЛОВ
ПРАВДА.Ру
Минск
"ПРАВДА.Ру" благодарит за сотрудничество сайт
Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.