Сегодня отмечается 15-летняя годовщина создания Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Работу МЧС простой гражданин видит своими глазами чаще, чем какого-либо другого ведомства – потушенные пожары, извлечённые из-под завалов или из-под обломков машин люди – все это МЧС. По случаю юбилея ведомства и окончания года о деятельности МЧС на пресс-конференции рассказал министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.
Каждый день в стране вспыхивает по нескольку сотен пожаров, происходит по нескольку десятков крупных ДТП. То и дело где-нибудь рушатся дома, взрываются газопроводы, падают самолёты или вертолёты – и первыми на месте аварии всегда оказываются сотрудники спасательных служб МЧС. «Каждый год сотрудники МЧС спасают более 90 тысяч человек, тушат более 200 тысяч пожаров и обезвреживают более 70 тысяч опасных предметов – преимущественно снарядов, оставшихся со времён Великой Отечественной войны», - подвёл наиболее зримый итог деятельности своего ведомства Шойгу.
Едва ли не самое большое количество ЧП происходит на транспорте. Отвечая на вопрос о том, какой из видов транспорта доставляет МЧС наиболее число хлопот, Шойгу тут же заговорил об автомобилях. «Самую большую головную боль доставляет автотранспорт. В каждом седьмом из десятков тысяч ДТП требуется помощь МЧС. Кроме того, число ДТП прогнозировать сложно. Тем не менее, хочу отметить кое-какие успехи. В Москве уже полностью поставлена доставка в больницу людей, пострадавших в ДТП, спасательными вертолётами. Такая служба налаживается в Петербурге, и дальше мы планируем развивать её по всей стране», - отметил глава МЧС.
Не самая лучшая статистика по железнодорожным катастрофам. Крупных аварий в нашей стране (тьфу-тьфу!) происходят куда реже, нежели в Индии и Пакистане, однако, по словам Шойгу, расслабляться не стоит. Министр отметил, что особое беспокойство вызывает состояние тех подъездных путей, которые примыкают к промышленным предприятиям, и, по его прогнозам, в будущем году количество аварий на таких путях только возрастёт.
Большая работа предстоит и на воздушном транспорте – страшные катастрофы самолётов и вертолётов то и дело потрясают Россию. «Для нас очень важно добиться уменьшение числа авиапредприятий, потому что большинство из них не в состоянии обеспечить обслуживание самолётов и вертолётов на должном уровне. Например, именно на вертолётах малых предприятий летели в роковые рейсы губернаторы Красноярского края и Сахалина Александр Лебедь и Игорь Фархутдинов», - сказал Шойгу. Он добавил, что в уходящем году МЧС ввело в строй систему обнаружения всех воздушных судов, и именно она сегодня помогла спасти жизнь лётчиков и пассажиров вертолёта Ми-8 в Якутии.
Говоря о прогнозах природных катаклизмов на будущий год, Шойгу остановился на вопросе снежных лавин, паводков и лесных пожаров. «В предстоящем году мы ожидаем осложнение паводковой ситуации. Дело в том, что в Якутии выпало очень много снега, и в итоге к весне на Лене и её притоках может сложиться тяжёлая ситуация с паводками и ледяными заторами. Вообще, северные реки напоминают о себе каждый год, и мы готовим ряд превентивных мероприятий. Тяжёлая ситуация со сходом снежных лавин – и на Северном Кавказе, и на Дальнем Востоке, и в Сибири. Кроме того, неутешителен прогноз и с лесными пожарами – их число в 2006 году должно возрасти», - отметил глава МЧС.
Кроме того, Шойгу особо остановился на вопросе о точности прогнозирования чрезвычайных ситуаций. «Наиболее точные прогнозы даются по паводкам и лесным пожарам – до 75%. Поэтому начать превентивную работу в этой области представляет наименьшие трудности. По землетрясениям – прогноз долгосрочный, примерно на 10 лет, и лучше, если они не сбываются. Но мы, следуя прогнозу о возможности землетрясения на Камчатке, постоянно находимся в режиме полной готовности. Что касается техногенных аварий, то здесь очень важна статистика состояния объектов. Если мы располагаем всей полнотой информации о состоянии того или иного предприятия, мы реагируем быстрее. Например, по стране 15 тысяч бесхозных газопроводов, и они в любой момент могут рвануть», - подчеркнул глава МЧС.
Сотрудники МЧС работали не только в России, но и далеко за её пределами. Так, одной из основных задач, стоявших перед ведомством, была эвакуация россиян и граждан других стран из горячих точек. «За уходящий год мы вывезли из различных горячих точек планеты тысяч наших граждан. Особенно хотелось бы отметить две операции: В Йемене, где мы вывезли более 1,5 тысяч человек, и в Косово, откуда мы доставили в Адыгею несколько сот адыгов. Кроме того,5 тысяч сербских детей из Косово, преимущественно сирот, прошли в России курс реабилитации, и доставляли их самолёты и вертолёты МЧС», - отметил Шойгу.
Отвечая на вопрос о том, как будет развиваться ситуация с бензоловым пятном на Амуре, Шойгу сказал, что для её разрешения и предотвращения таких ситуаций в будущем нужен целый комплекс мер. «Китайская сторона начала промывать русла Амура и Сунгари. Эффект это дало, но в результате вода пошла поверх речного льда, а этот лёд впитал бензол. Поэтому весной при ледоходе ситуация может осложниться. Нашим дипломатам пора подумать о том, что со всеми странами надо бы заключить соглашения о введении единых стандартов возмещения экологического ущерба от аварий, подобной китайской. Неплохо было бы мониторить друг друга на предмет возможности возникновения чрезвычайных ситуаций», - подчеркнул глава МЧС.
В заключении Шойгу отметил, что для более эффективного спасения людей надо снимать бюрократические препоны. «Например, когда в Турции произошло землетрясение, ООН дало нам разрешение на спасательные работы только спустя две недели после того, как всё произошло. Хорошо, турецкие власти оформили все документы быстрее. Нужно создавать эффективное международное МЧС, работе которого бы не мешали бюрократические проволочки. Вопрос с последними далеко не снят с повестки дня и в России. Чем меньше проволочек, тем больше жизней мы сможем спасти», - подытожил Шойгу.
Иван Шмелев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.