В обращении президента РФ Владимира Путина после событий в Беслане обозначены новые подходы в борьбе с терроризмом. Среди прочего - необходимость создать новую систему взаимодействия сил и средств, осуществляющих контроль за ситуацией на Северном Кавказе.
Недостатки системы нынешней видны невооруженным глазом. Восхищаясь героизмом спецназовцев, ценой своей жизни выносивших детей из-под обстрела, в эти скорбные дни нельзя замалчивать промахи, допущенные спецслужбами. Ошибки, из которых не делается выводов, приводят к еще более трагическим последствиям. "НВО" представляет анализ Анатолия Судоплатова - известного эксперта в сфере безопасности.
УРОК ПЕРВЫЙ. Мы не смогли закрепить и перевести в фазу перелома успехи, достигнутые в ходе контртеррористической операции, начатой в ответ на вторжение в Дагестан пять лет назад. После штурма "Норд-Оста" и некоторых подвижек в уничтожении боевиков, к которым можно отнести ликвидацию Хаттаба, родилась некая эйфория. Но реальных мероприятий, говорящих о приоритетном внимании государства к террористической угрозе, осуществлено не было. Террористическое подполье продолжает действовать и подпитываться из-за рубежа. И пока спецслужбы не сделают реальных шагов по внедрению в террористическую сеть, по перевербовке членов террористического подполья, толку не будет. Режимные меры можно усилить до крайности, но без ликвидации управленческого ядра экстремистов теракты будут повторяться.
УРОК ВТОРОЙ. Бросается в глаза неорганизованность и отсутствие четкого плана действий спецслужб. Силовики упустили из внимания постулат, что ничего не происходит по дублированному сценарию, и не смогли просчитать ситуацию. Беслан не мог стать вторым Буденновском, вторым Первомайским или вторым "Норд-Остом". И штаб операции должен был понимать, что 20-30 террористов не могут долго удерживать тысячу человек, тем более учитывая, с какой циничной жестокостью они вели себя по отношению к заложникам - не давали даже воды.
Было понятно, что террористы с самого начала взяли линию на уничтожение людей, на нанесение максимального ущерба. И так же было понятно, что переговорный процесс - лишь ширма для прорыва под прикрытием заложников. Следовало видеть за ним начало маневра.
УРОК ТРЕТИЙ. Отсутствие схемы взаимодействия правоохранительных органов в чрезвычайной ситуации производит удручающее впечатление. Все эти вещи в условиях военной силы, которая у тебя под рукой, должны быть отработаны. Ведь Беслан - это не просто пункт в безвоздушном пространстве: рядом Владикавказ, где находится старейшее, основанное в 1944 году училище Внутренних войск. А вместо слаженности - толпы ополченцев вокруг здания школы, поклявшиеся в случае штурма встать стеной между войсками и своими детьми, взятыми в заложники.
Если вести речь о подлинных преобразованиях в правоохранительной системе, а не о косметическом сокращении руководящих должностей, проведенных нынешним летом в рамках так называемой административной реформы силовых структур, то здесь нужно ставить во главу угла координацию их усилий, отсутствие которой в очередной раз показали последние события. Сколько времени тратится только на одну межведомственную переписку, на согласование совместных приказов!
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. Министерству обороны поручена координирующая роль в отношении всех силовых структур государства. В операции в Беслане были задействованы подразделения 58-й армии с бронетехникой, но координирующей роли Генштаба никто не заметил. Можно говорить о полной несостоятельности частей и штабов Минобороны при проведении антитеррористической операции. И при этом считается, что главную угрозу для государства представляет именно международный терроризм и армия должна быть готова парировать эту угрозу.
УРОК ПЯТЫЙ. Вряд ли в сложившейся ситуации от спецназа можно было ждать чуда. Кровавая развязка, к сожалению, была неизбежна. Самое главное - мы не понимаем всей обстановки. 90% жертв в локальных конфликтах - мирное население. И к этой реалии мы не подготовили ни вооруженные силы, ни спецназ. Другое дело, как эту ситуацию допустили и почему действия спецподразделений не были должным образом обеспечены. Каким образом машины с боевиками беспрепятственно проникли в Беслан под носом у местных правоохранительных структур?
Территориальным органам безопасности нужно было раньше целенаправленно и непрерывно вести изучение городских объектов на предмет их диверсионной уязвимости, проводить кропотливое выявление террористического подполья, которое, как известно, строится по принципу "спящей агентуры". В обычной обстановке она выполняет задания по разведке на местности, а активно задействуется по сигналу. Достаточно упомянуть, что в ходе обнародования первых результатов "разбора полетов" стало известно, что взрывчатка была завезена в школу во время летнего ремонта. А ведь двумя месяцами раньше просчеты в организации оперативной работы были продемонстрированы в Ингушетии. Почему-то не насторожили и боестолкновения в Кабардино-Балкарии. Полная недооценка сил противника. Непонимание угрозы, нависшей над Кавказом. Война в Ираке ввела нас в заблуждение. Мы просмотрели, что главный театр террористической войны находится в России.
УРОК ШЕСТОЙ. Пора вспомнить добытый кровью опыт ликвидации бандитизма в послевоенные годы на Западной Украине и в Прибалтике и всерьез заняться созданием агентурного диверсионного антитеррористического аппарата. Конечно, это особая отрасль работы, требующая филигранных навыков, доступных только настоящим профессионалам. А где их взять после бесконечной перетряски спецслужб?
Поразительно, но будучи воюющей страной, мы пошли на беспрецедентное снижение статуса военнослужащих и лишение их льгот. Более того, проявляем искреннее тупоумие в оценке работы кадрового аппарата против террористической угрозы. Ущемляем тех, кто работает с риском для жизни по 24 часа, вместо того чтобы поднять им зарплаты в три-четыре раза - это мелкие деньги по сравнению с нефтяными отчислениями. Тот, кто занимается боевой работой, лишен возможности подрабатывать, "крышевать", сопровождать сделки, заниматься "контрразведывательным обеспечением" бизнеса, чем, к сожалению, кормится значительная часть сотрудников спецслужб.
Довольно мощная система антитеррористической защиты в той же Великобритании строится на поддержке населения и исключительно высоком доверии к правоохранительным органам. У нас доверия к органам нет, как нет и доверия к власти. Создававшаяся годами осведомительная сеть разрушена во имя превратно понятой экономической свободы, чтобы избавиться от страха в ходе воплощения в жизнь лозунга "Обогащайтесь!". Это и привело к печальному итогу. Последние события демонстрируют, что нас ждет при дальнейшем развитии коррупционных процессов и теневой экономики.
УРОК СЕДЬМОЙ. Не обойтись без жестких мер. Пора задуматься об отмене моратория на смертную казнь, об интернировании всех пособников и родственников террористов. Пора осознать, что кровная месть стала принципом решения всех конфликтных ситуаций на Кавказе. Только сила оружия и убийства на слуху у значительной части местного населения.
Мы много говорим "террор", "контртеррор", но ведь кроме террора по отношению к организаторам террористической деятельности у нас нет средства борьбы с ними. Необходимо внесение серьезных поправок в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство применительно к зонам боевых действий. Те же американцы при проведении расследований в фильтрационном лагере в Гуантанамо сталкиваются с проблемами определения правового статуса пособников террористов.
УРОК ВОСЬМОЙ. Спецслужбы часто становятся заложниками политических интриг, но в трагические часы и дни Северной Осетии ни одна политическая партия не удосужилась выступить со словами поддержки к бойцам спецназа.
Одной из причин бесланской трагедии является непонимание того, что разгромить противника можно только путем концентрации всех политических, экономических и социальных ресурсов для ликвидации инфраструктуры терроризма. Настала пора разобраться с потоками финансовой помощи, направляемой на Северный Кавказ, чтобы вывести регион из зоны постоянного бедствия. Низкий уровень жизни населения толкает к уходу на содержание к эмиссарам международного терроризма.
УРОК ДЕВЯТЫЙ. Нельзя забывать о международном аспекте. Против России действительно разыграна карта с помощью иностранных вливаний. Запад неуклонно не хочет принять приоритет интересов России в СНГ. Эта кавказская карта была разыграна с учетом и религиозного экстремизма, и политических интересов. Практика показывает, что все террористические организации выходят из-под контроля тех, кто их направляет, поэтому и первый удар "Аль-Каида" нанесла по американцам. Но некоторые политические круги на Западе и Востоке ради своих геополитических интересов будут поддерживать сепаратистов - как средство ослабления России. Трудно поверить, что они пересмотрят эту позицию.
Ощущается явный недостаток сотрудничества с зарубежными спецслужбами в рамках противодействия терроризму. Эпопея с выдачей Ахмеда Закаева продемонстрировала неготовность прокуратуры работать в международно-правовых условиях. Без проработки правовых вопросов, в частности, мы далеко не продвинемся.
Анатолий Судоплатов, профессор МГУ
"Независимое военное обозрение" (19.08.2005)
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.