Бедствие АС-28: август становится роковым месяцем для российского ВМФ

батискафСпасение экипажа затонувшего у побережья Камчатки подводного аппарата АС-28, сообщениями о котором в эти минуты переполнен Интернет, дело сегодняшнего дня. Дело не в том, что завтра может быть поздно — энергии, кислорода и пищи на аппарате как минимум на четыре дня.... Просто трудно представить, что после гибели "Курска" у российского военного и государственного начальства будут какие-то промедления с началом этой операции. Интересно, что аппараты, подобные затонувшему АС-28, участвовали в подъеме самого "Курска" несколько лет назад, и показали свою надежность. По сути, сегодня придется спасать спасателей.

Бедствие терпит подводный аппарат типа "Приз" с оперативно-тактическим номером "АС-28" - его длина 13,5 м, высота 5,7 м. Он затонул в бухте Березовая на Камчатке на глубине более 200 метров. В батискафе находятся 7 человек. Моряки уже передали по спецсвязи, что чувствуют себя нормально. Инцидент произошeл в первой половине четверга при штатном погружении подводного аппарата с военного спасательного судна.

Роковым месяцем стал август для нашего ВМФ. Сначала "Курск" (12 августа 2000), потом "К-159" (30 августа 2003), теперь вот АС-28... Командование ВМФ России уже обратилось за помощью к американцам и японцам, "на крыло" поставлена морская авиация и спасательные суда Тихоокеанского флота. Как сообщили "ПРАВДЕ.Ру" в пресс-службе Северного флота (в эти минуты до Тихоокеанского флота дозвониться сложно — "все ушли на фронт"), ситуация с аппаратом АС-28 сложна, но драматизировать ее не стоит. Люди на аппарате подготовлены к сложностям. К сожалению, выйти и самостоятельно подняться на поверхность потерпевшим бедствие морякам не удастся — такой системы на АС-28 нет. Придется однозначно поднимать сам аппарат.

Кстати, о "Курске". Аппараты АС-28 использовались как раз при подъеме погибшей субмарины несколько лет назад. Тогда в составе отряда спасательных судов был, в частности, "Михаил Рудницкий" с помощью подводных аппаратов "АС-25" и "АС-36" - они обследовали район нахождения фрагментов "Курска". Ситуация осложнена тем, что батискаф АС-28, как предполагается (во всяком случае, такой вывод сделан после анализа съемки подводных телекамер "Тайгер"), запутался в рыбацких сетях. Их надо или рвать подъемными устройствами, либо искать какой-то другой путь "освобождения".

Глубина не критическая — аппарат находится на глубине около 220 метров. По словам военных психологов, с которыми удалось связаться "ПРАВДЕ.Ру", в этой ситуации главное даже не технические моменты подъема АС-28, а морально-психологическое состояние семерых моряков. Бывали случаи, когда из-за паники на борту гибли люди, имевшие огромные шансы на спасение — надо было просто спокойно дождаться помощи. Вообще "попадание в сети" - прямо-таки болезнь и российских подлодок, и субмарин других стран. С 1995 года зарегистрировано 12 случаев попадания в сети подводных аппаратов в России. Интересно, что подводные флоты стран НАТО такой статистики не ведут, хотя западные лодки в сети попадают чаще. Связано это с организацией безопасности в районах учений Военно-морских сил. У нас районы учений закрыты загодя, и никакие суда в район не допускаются. Запрещено и выставление сетей, пользование тралами (а вдруг оторвутся?) в канун учений. По-видимому, батискаф задет какой-то уже оторвавшийся трал. Бывает, что рыбацкие сети плавают на определенной глубине (тут все зависит от плотности воды и удельного веса сетей) долгие года. На Западе такой "дисциплины" нет, потому-то в сети субмарины попадают чаще. В общем, в эти минуты хочется сказать потерпевшим бедствие морякам только одно: держитесь, ребята.

Андрей Михайлов

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить