Иностранцы, занимающие семь из 11 мест в совете директоров "ЮКОСа", считают, что менеджмент холдинга должен объявить о добровольном банкротстве в день, когда власти официально объявят о продаже "Юганскнефтегаза". Как сообщает газета "Ведомости", старший вице-президент "ЮКОСа" Александр Темерко подтвердил "Ведомостям" эту информацию.
Вместе с тем, менеджмент компании постарается избежать банкротства, о чем сообщил руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин. Напомним, что согласно уставу "ЮКОСа" обратиться в арбитражный суд с иском о банкротстве может только правление, причем совет директоров не может обязать его сделать это.
По мнению представителей Минюста, одной из причин несогласия правления компании с иностранными директорами, может быть опасение в обвинении в преднамеренном банкротстве. И Административный, и Уголовный кодексы предусматривают наказание за ложное или преднамеренное банкротство вплоть до исправительных работ и запрета занимать руководящие должности. С другой стороны, как утверждает управляющий директор юридической фирмы A.S.T. Анатолий Юшин, что эти нормы почти не применяются на практике. К тому же, добавляет Юшин, даже если "ЮКОС" подаст иск о добровольном банкротстве, арбитражный суд может отказать в признании компании банкротом.
Механизм спасения части активов "ЮКОСа" был заложен еще год назад, когда у компании только начались проблемы с законом. По некоторым сведениям, основными акционерами "ЮКОСа" была использована достаточно распространенная схема, когда собственники компании через подконтрольные банки выдают фактически сами себе кредиты на огромные суммы. Замысел в том, чтобы в случае серьезной угрозы для компании объявить ей дефолт по кредитам. После чего обанкротить собственное детище и взыскать заложенное под кредит имущество.
История этой операции началась в сентябре, когда "ЮКОС" и его конкурент "Сибнефть" приняли решение о слиянии, результатом которого должно было стать создание четвертой по размерам частной нефтяной компании мира. "ЮКОСу" потребовался заем в размере $1 млрд. Контракт на его предоставление получил синдикат, в который вошла дюжина банков под управлением французского банка "Societe Generale". Через несколько недель "ЮКОС" попросил непосредственно "Societe Generale" предоставить ему новый кредит — в $1.6 млрд. Обозревателей уже тогда насторожил тот факт, что кредитованием "ЮКОСа" будет заниматься банк с дурной репутацией, в истории которого, как сообщал ряд источников — не одно уголовное дело, связанное с отмыванием средств.
Существовал риск, что французский банк не выдержит нагрузки, связанной с выдачей такого займа. Но после того, как швейцарский банк UBS (один из главных партнеров группы "МЕНАТЕП") обеспечил сделку 100-процентной гарантией возврата $1.6 млрд., "Societe Generale" все же дал свое согласие. Какое-то время спустя "Societe Generale" избавился от этой ноши, и ее взвалило на себя другое учреждение. Какое — неизвестно.
Аналитики не исключают, что между банковским пулом, который координирует "Societe Generale", и руководством ЮКОСа была договоренность о том, как себя вести в случае самого жесткого варианта событий со стороны российских властей. "Кредит (на $1,6 млрд — прим. ред.) был организован "МЕНАТЕПом", — косвенно подтвердил эту информацию представитель "ЮКОСа" Александр Шадрин в интервью "Известиям".
План постепенно претворялся в жизнь. Первый дефолт по кредиту в 1 млрд. долларов от банков-кредиторов "ЮКОС" получил в июле, что положило начало слухам о грядущем банкротстве "ЮКОСа" через обеспеченный "МЕНАТЕПом" кредит. Через месяц нефтяная компания объявила, что получила еще одно уведомление от банков-кредиторов, теперь уже на сумму 1.6 млрд. долларов. Это дало право банкам-кредиторам, наравне с судебными приставами, списывать деньги со счетов компании.
Как отмечалось в газете "Финансовые известия", кредиторы выдали деньги под обеспечение экспортных поставок нефти, а также под имущество нефтедобывающих подразделений "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефти-ВНК". Кредиторы имеют преимущественное право на взыскание имущества, в случае если компания не сможет выполнять свои платежные обязательства.
Вероятно, по этому пути решили пойти иностранные директора компании, впечатленные планами государственных органов продать главную добывающую дочернюю компанию "ЮКОСа" "Юганскнефтегаз" за четверть от его реальной цены.
Как сказал корреспонденту "ПРАВДЫ.Ру" начальник консультационно-аналитического отдела ФК "Интерфин Трейд" Халиль Шехмаметьев, объявление банкротства вполне реально. По его словам, в законодательстве существует жесткое определение того, что такое банкротство: банкротом признается предприятие, у которого сумма чистых активов является отрицательной. Соответственно, в момент продажи "Юганскнефтегаза" возникает формальный повод для того, чтобы признать "ЮКОС" банкротом.
По мнению аналитика, директора через банкротство могут попытаться решить три задачи. Задачей-минимум Шехмаметьев назвал затягивание времени. Также он напомнил, что по закону о банкротстве, возможно, будут опротестовываться все сделки, которые заключались за последние полгода. Соответственно, предстоящая сделка по продаже акций "Юганскнефтегаза" может быть оспорена.
Возможным результатом объявления процедуры банкротства может стать вывод компании из-под удара, с тем, чтобы передать ее структурам, не связанным с Ходорковским и группой "МЕНАТЕП".
"Многое е зависит от того, кто будет назначен внешним управляющим", отметил Шехмаметьев, не исключив возможной попытки акционеров "ЮКОСа" поставить "своего" человека.
На вопрос о возможных контрмерах государства, Шехмаметьев предположил, на текущем этапе позиция государства не совсем ясна. "Четко говорить о том, что государство хочет обанкротить "ЮКОС", я бы не стал. Я думаю, что это тот случай, когда власть начала какую-то игру и не знает, как ее завершить. Они бы, наверное, и рады бы это все прекратить, но не могут найти решение, которое бы их удовлетворило. Поэтому не исключено, что и государство постарается тянуть время", заключил аналитик. К тому же, по его мнению, государству еще нужно где-то найти деньги на покупку "Юганска" - поступить, как с "Гута-Банком" сейчас уже не получится ("Гута-Банк" был куплен за 1 млн рублей — прим. ред.).
Слухи о банкротстве и инициатива госорганов продать "Юганскнефтегаз" за долги компании родились одновременно и сопровождают друг друга до сих пор. Поэтому окончательную расстановку акцентов можно ожидать ближе к концу ноября — примерно в это время ожидается прояснение ситуации со сроками аукциона по "Юганскнефтегазу". Многие аналитики прогнозируют, что цена продаваемого пакета акций "Юганска" может падать и дальше, вплоть до озвученной в июле экспертами "Банка Москвы" цифры $1,75 млрд. Это, безусловно, только усилит решимость акционеров "ЮКОСа" обанкротить компанию.
Артем Сергеев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.