На днях прошел "круглый стол", посвященный теме, которой не раз уделяла внимание "ПРАВДА.Ру" - проекту строительства нефтетерминала в Светлом (Калининградская область). Дело в том, что в самом городе отношение к проекту неоднозначное: против него объединились самые разнородные силы — от политической оппозиции действующей администрации до нашей вечной "Баба Яга — против!", "Экозащиты!"
Вот и возникла у нас идея: дать возможность всем сторонам, так или иначе обозначившим свои позиции, встретиться и в спокойной обстановке обсудить детали проекта, взаимные претензии и пожелания — и даже отдаленные последствия принятых решений. Дело-то государственное — а государственные дела на базаре не решаются! Но это мы так думали, когда обзванивали тех, кого хотели пригласить.
Представители Облдумы на приглашение откликнулись, администрация Светлого — тоже, пришли проектировщики, экологи из экосоюза "Право на жизнь", производственники, журналисты... Несерьезные люди, одним словом! Серьезными оказались представители КРОД "Наш город" - то есть оппозиция. Они нам ответили, что они — люди солидные, а к народным вождям уровня главы КРОД М. Рубиша по телефону вообще обращаться неприлично! Впрочем, письменное обращение руководство "Нашего города" рассмотреть готово.
Забавно, конечно, однако — в интересах дела — таковое приглашение было направлено. Начиналось оно словами: "Уважаемый Михаил Михайлович!" Не помогло: ни оппозиция, ни "Экозащита!" не снизошли. Возможно, мы все-таки оказались недостаточно вежливыми — и приглашение нужно было начинать. Но кто же знал? Дело, разумеется, не только в наполеоновском комплексе отдельных политиков райцентровского масштаба. На самом деле и "Нашему городу", и "Экозащите!" действительно нечего было делать за "круглым столом": здесь никто ни с кем не боролся и никто никого не свергал. Серьезные профессионалы собрались, чтобы доказательно обсудить, как принести Светлому больше пользы и меньше — вреда. Ну, и зачем это все оппозиции и самодеятельным экологам?
Чтобы выступать против проекта среди специалистов, его надо знать! Но это опасно: а вдруг он — хороший? На митинге достаточно кричать: "Долой!", а профессионалы обязательно спросят: "А да здравствует что?" Отвечать: "Да здравствуем мы у власти и процветание соседних государств!" - несолидно как-то, а другие конструктивные варианты до сих пор не просматриваются... В свое время "Маяк Балтики" обратился к КРОД и "Экозащите!" с восьмью вполне конкретными вопросами — но ответов наши читатели так и не дождались. Нет их у оппозиции с самоэкологами! Они так рьяно боролись "против", что "за" подготовить забыли... Впрочем, отсутствие оппозиции оказалось только на пользу дела: "круглый стол" прошел серьезно, по-деловому. Вот отчет о том, как это было.
Проект
Виктор Коржов ("Калининградпромпроект"). Мощность предполагаемой нефтебазы — 800 тыс. тонн мазута и нефти в год (по 41 цистерне в день). Для их хранения предусмотрены 8 стальных вертикальных резервуаров — по 6 тыс. тонн каждый. Из них 4 — для нефти, с понтонами.
Феликс Алексеев (заслуженный эколог России, председатель экосоюза "Право на жизнь"). Дурацкий, но необходимый вопрос: насколько я понимаю, самая рискованная процедура — это перевалка из цистерн в ваши емкости. Или сразу в танкеры?
Виктор Коржов. На самой эстакаде предусмотрен полностью закрытый слив. Затем по трубам все идет в резервуарный парк и там поступает в емкости под азотную подушку. Если и упадут какие капельки, то они убираются.
Феликс Алексеев. Главное — не капельки, главное — испарения!
Виктор Коржов. Все герметично! Пары тоже поступают в резервуары. Если что в воздух и попадет, то разве что азот. По нашим подсчетам и тем показателям, что имеет аналогичное оборудование в европейских странах, задерживается 96 — 98% паров. Учтите еще, что все, что потенциально может дать выброс, отнесено максимально далеко от жилых домов. В любом случае — в санитарную норму мы укладываемся!
Владимир Голубев (Генеральный директор экосоюза "Право на жизнь"). Укладываетесь как: тютелька в тютельку — или на порядок меньше?
Виктор Коржов. Мы исходим из данных гидрометеоцентра и санэпидстанции — а они меняются. Но всяко (и даже с нашими гипотетическими выбросами) получается значительно меньше санитарной нормы!
Федор Ярошевич (депутат областной Думы). Нефть идет из цистерн в танкеры — а пропускную способность железной дороги и канала учли? Уже сейчас все забито цистернами — и это вызывает справедливое недовольство населения! Почти 300 цистерн в неделю — это сколько эшелонов?
Виктор Коржов. По подсчетам самой железной дороги, наша ветка способна пропускать дополнительно к сегодняшним еще около 20 млн тонн груза. Что касается станции "Балтийский лес", то здесь требуются некоторые преобразования. Кое-что уже сделано.
Анатолий Парфенюк (Генеральный директор ЗАО "Балтнафта", заказчика проекта). Главное, что мы готовы участвовать в проектировании и финансировании строительства эстакады над железнодорожным переездом — без этого городу железнодорожный узел не развязать.
Федор Ярошевич. И все-таки: 300 цистерн в неделю — где вы будете их размещать?
Виктор Коржов. В том-то и парадокс ситуации, что сейчас цистерны скапливаются не потому, что их дорога пропустить не в состоянии, — их сливать некуда! Нетдостаточного количества емкостей, нет современной перекачивающей аппаратуры... Это, кстати, беда всего портового комплекса области. Портовую нефтебазу, например, тоже пора модернизировать — как устаревшую!
Федор Ярошевич. Если речь идет о серьезной модернизации, не проще ли предложить инвестору вложить средства в нее и строить там?
Анатолий Парфенюк. Вы хотите нам ее продать?
(Смех.)
Город
Павел Горшков (зам. главы администрации Светловского городского округа). В начале сентября в городе состоятся общественные слушания по проекту строительства нефтетерминалов — и народ спросит: "Чем вы объясняете уменьшение санитарно-защитной зоны чуть ли не в два раза?"
Владимир Голубев. Да, это серьезный вопрос. Кстати, шумы в условиях уменьшения санитарной зоны как снижать будете?
Павел Горшков. Учтите, что на предварительных слушаниях проекта строительства терминала в МПБ организаторы получили от народа, как говорится, сполна! Именно по этим самым вопросам.
Николай Солдатов (Генеральный директор ООО "Стройтехника"). Санитарная зона — это не догма, а руководство к действию! На практике ее размеры диктуются уровнем загрязнения и шума. Закон позволяет ее сокращать — там, где это не влечет за собой негативных последствий. Я думаю, если на обсуждении и возникнет такой вопрос, мы предоставим все необходимые расчеты и все соответствующие разрешения! Я вас уверяю, что без разрешения Минздрава и Главного санитарного врача ничего предпринято не будет.
Владимир Голубев. А вы учли, что мониторинг окружающей среды в таком случае должен вестись не день-два, а чуть ли не целый год?
Николай Солдатов. А мы уже восемь месяцев его ведем — самым тщательным образом! Все материалы были направлены в НИИ Минздрава — и там дали заключение о возможности сокращения санитарной зоны.
Павел Горшков. Во всяком случае — вы готовьтесь! Общественность хочет знать, что будет после того, как терминал войдет в строй. Как будет обеспечено благосостояние людей? Мы не зря приняли постановление об общественном обсуждении — с безопасностью не шутят!
Безопасность
Виктор Коржов. Учтите, что сами емкости стоят не на земле, а на специальном "слоеном пироге", главная составляющая которого — влагонепроницаемое рулонное покрытие, накрывающее землю сплошным слоем. По краям — обваловка и стена высотой в 3,5 м. Все внутренние дороги подняты над поверхностью земли и тем самым создают дополнительные защитные валы. При сливе нефтепродуктов в танкеры предусмотрена специальная автоматика, обеспечивающая безразливное отключение. Особые меры безопасности запланированы в акватории (включая и специальную нефтеуборочную технику). Интересная деталь: в проекте предусматривается даже озеленение территории и посев специальной многолетней травы!
Феликс Алексеев. А это серьезно! Вспомните, сколько шума было в Калининграде по поводу строительства новых автозаправок — письма Путину мешками писали... А сейчас автозаправки — это самые ухоженные зеленые уголки города, куда до них городским скверам!
Благосостояние
Федор Ярошевич. У меня вопрос! Светлый — один из немногих городов области, который имеет собственный бюджет. И все-таки: сколько он получит с вашим приходом? Стоит ли вас поддерживать — или вы здесь не нужны?
Александр Чекин (зам. Генерального директора ООО "Стройтехника"). Во-первых: а что, есть какая-то альтернатива развития? Мы готовы подвинуться, если что...
Федор Ярошевич. Я задал прямой вопрос: сколько?
Александр Чекин. Вот все цифры — правда, они основаны на действующем налоговом кодексе, а он может измениться. Всего налогов — 3 млн рублей в месяц. Из них в федеральный бюджет — около 500 тыс., в бюджет региона — 2 млн 232 тыс., в пенсионный фонд и мед- и соцстрах — 207 тыс. В год регион получит дополнительно 26 млн рублей! И еще: сейчас средняя зарплата по Светлому колеблется от 5,5 тыс. в промышленности до 2,3 тыс. в сфере культуры. Мы предполагаем среднюю зарплату для своих работников 18 тыс. рублей в месяц!
Николай Солдатов. Цифры предполагаемые, но легко проверяются. "Лукойл" сейчас дает Светлому около 50 млн рублей в год — но у него вдвое больше объем хранения и перевалки. Вот и получается...
Федор Ярошевич. Если так дальше пойдет, то Светлому можно будет Балтийск на содержание передать!
(Смех.)
Население
Феликс Алексеев. Ну, это дела финансовые, городские... Я вас уверяю: об этом население будет думать меньше всего! Мы все-таки мало объясняем людям, что деньги, идущие в городской бюджет, в конечном итоге идут на их житейские нужды.
Олег Пасека (технический директор ОАО "Промпроект"). Это понятно, что людей больше будет волновать санитарная зона... Так вот, чтобы они знали: нас обязали делать проект санитарно-защитной зоны не только базы, но и для всех семи предприятий города — всей промзоны, включая ГРЭС. Разве это не для людей?
Феликс Алексеев. Кстати, у вас составы ведь прямо через город пойдут? А вы не ставили задачу огородить дорогу забором — чтобы шум уменьшить и безопасность повысить?
Николай Солдатов. Здесь уже говорилось, что кое-что на железной дороге мы предусматриваем. Например, эстакаду с развязкой.
Павел Горшков. Это пока пожелание! Она 35 млн стоит — у города таких денег нет. Пройдет проект терминала — будем строить: эстакада светловчанам необходима.
Федор Ярошевич. Вот и вернемся к светловчанам! Вопрос к заказчику. Зам. главы администрации нам сказал, что отношение к вашему проекту в городе неоднозначное. Так все-таки: население вас поддерживает или нет? А администрация?
Анатолий Парфенюк. Позиция администрация прекрасно отражена в газете ("МБ" № 128 — редакция.) Что закон позволяет — будет делаться, что не позволяет — не будет. С администрацией мы контактируем конструктивно!
Федор Ярошевич. У вас там журнал лежит, где население замечания записывает, — сколько там "за" и сколько "против"?
Николай Солдатов. Обоснованных возражений практически нет — сплошные эмоции. "Экозащита!", правда, приехала — и три раза одной и той же ручкой, но разными почерками написала: "Мы — против!".
Анатолий Парфенюк. Да вот у нас тут представитель горожан есть — редактор "Светловских вестей" Оксана Иванина.
Оксана Иванина. Это как в гражданскую войну: отец — на сына, брат — на брата! Я уже с несколькими знакомыми поссорилась. Мнения действительно разделились, но аргументов у противников проекта немного. Против — и все тут!
Павел Горшков. Что же касается позиции администрации, то она, повторяю, основана на законе — и требования наши ко всем одинаковы. Мы приняли постановление об общественном обсуждении, потому что дело-то общее — и учтены должны быть все интересы!
От редакции. Конечно, разговор, длившийся два с половиной часа, полностью в газете изложить невозможно. Мы отобрали только то, что касалось непосредственно проекта нефтетерминала "Балтнафта". За рамками напечатанного остались интереснейшие вещи: размышления о перспективах развития всей зоны морского канала, о судьбах российской нефтедобычи и нефтеторговли — и роли в этом Калининградского региона, о сложностях нашего железнодорожного узла, возникших как после вступления наших соседей в Евросоюз, так и задолго до того... Да мало ли о чем могут говорить разносторонние специалисты, в кои-то веки собравшиеся за чашкой кофе!
Возвращаясь к началу, не можем не отметить: странно, что есть люди, считающие себя общественными деятелями, которым все это начисто неинтересно! И тревожно, если во власть идут те, которые не желают знать, зачем вообще эта власть нужна... Не им нужна, разумеется (это они знают!), а людям.
Евгений Ленский, "Маяк Балтики" , Калининград
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.