"Татнефть" намерена провести открытые общественные слушания по проекту строительства нового морского перевалочного терминала в Калининградской области уже в конце июля нынешнего года.
Как уже сообщала "ПРАВДА.Ру", строительство такого терминала назрело: имеющиеся возможности ныне существующих терминалов на Балтике уже исчерпаны, и без новых мощностей Россия может начать "сдавать позиции" в этом важнейшем экспортном вопросе. И без того, как считают специалисты, потери государства от нехватки мощностей по транспортировке нефти составляют около шести миллиардов долларов в год.
Как уже сообщала "ПРАВДА.Ру", принципиальное разрешение на проектирование и строительство терминала на территории города Светлый Калининградской области было получено от местной администрации еще в 2002 году, но до получения всех согласований и расчетов экологических рисков для здоровья населения и окружающей среды оно, естественно, не начиналось. Некоторые видные столичные экологи утверждают, что в России только "Татнефть" рассчитывает свои проекты по передовым европейским концепциям: сначала определяется социально-экономический эффект для территории размещения строительства, готовится инфраструктура, минимизируются экологические риски, создается природоохранная "броня", а потом уже начинается проектирование собственно производственных мощностей. По опыту предыдущих подобных строительств уже известно, что "Татнефть" максимально, как в экологически "озабоченной" Европе, открывает всю экологическую информацию, связанную со своими проектами.
И думается, что в Светлом, городе де-факто европейском в силу своей географии, только такая "европейская" концепция проектирования новых производств и подходит. Организация "Экозащита", базирующаяся в Калининграде, уже сделала заявление о строгом общественном контроле за будущим строительством. И, пожалуй, главное, что предстоит проектировщикам "Татнефти" в ближайшее время — это подготовиться к общественным слушаниям, на которые и будет вынесен проект. Депутаты Светлого уже приняли соответствующее "Положение...". Общественники из "Экозащиты", пожалуй, совершенно правы — если в экономической, социальной и политической пользе строительства для региона особо сомневаться не приходится, то с техническими нюансами экологической безопасности проекта разобраться будет несколько посложнее. Но попробуем.
Вот что сообщил "ПРАВДЕ.Ру" Анатолий Парфенюк, генеральный директор ЗАО "Балтнафта", которое представляет интересы "Татнефти" в регионе:
- Готовясь к общественным слушаниям, мы хотим в максимальной степени открыть экологические аспекты проекта. Руководствуемся вот какими соображениями. Конечно, специалисты изначально учли все экологические нюансы, все особенности участка, где мы предполагаем начать строительство комплекса. Но, так сказать, независимые эксперты, то есть простые жители Светлого, могут (как часто бывает в таких случаях) внести такие уникальные, свежие предложения и дополнения, до которых порой не в силах додуматься даже узкие специалисты. У журналистов, насколько мне известно, такой прием называется "свежий взгляд": уже готовая газетная полоса, вычитанная опытными корректорами, сверенная редактором, дается на читку человеку, который в этот день не занимался подготовкой статей или заметок. Иной раз при таком "свежем взгляде" нет-нет да и "всплывет" какая-нибудь опечатка.
Ведь местные жители хорошо знают свой район, радеют за сохранение чистоты территории, на которой живут и работают. И, надеюсь, внесут свои идеи. Мы, во всяком случае, надеемся на такие "подсказки" простых людей, которые могут быть весьма ценными. А наши специалисты, проектировщики, инженеры-экологи учтут все замечания "народных экспертов" по проекту, обработают и реализуют их технически. Светлый был выбран для такого строительства не случайно. Территория бывшего комбината "Стройконструкция", которую нам здесь предложили для размещения терминала, достаточно обширная, к ней уже есть подъездные пути. Согласно плану генеральной застройки Светлого, это место как раз отведено под промышленную зону. Еще два года назад мы выкупили в собственность строения, которые там были, а затем оформили в собственность и землю. Причем, еще на стадии оформления земельного участка в документах было указано ее целевое назначение — строительство на этой территории терминала для перевалки нефтепродуктов. Объем перевалки нефтепродуктов через будущий терминал по проекту предполагается в пределах 400 тысяч тонн нефтепродуктов в год. В принципе, сегодня мы уже получили все документы, подтверждающие реальность проекта.
О подготовке к общественному обсуждению рассказал "ПРАВДЕ.Ру" и Николай Солдатов, генеральный директор ООО "Стройтехника" (это предприятие будет выполнять функции заказчика-застройщика):
- По опыту, полученному "Татнефтью" в других регионах России, мы убедились: когда такую общественную экспертизу проектов проводят представители населения, простые люди, то она иной раз получается гораздо более строгой, чем государственная. Но, собственно, в этом и цель: учитывая пожелания людей, можно еще более повысить степень экологической безопасности проекта. Очень часто в результате таких слушаний люди вносят весьма дельные предложения. И мы, конечно, благодарны им за это. Ведь делаем одно с ними общее дело. А дело большое, нужное как для всей России в целом, так и для конкретного, отдельно взятого города Светлого.
На территории предприятия планируется построить железнодорожную сливную эстакаду. Для приема и хранения нефтепродуктов предусмотрено 8 стальных вертикальных резервуаров емкостью 6000 м. куб. каждый. Резервуарный парк будет окружен железобетонной стеной высотой 1.8 м для предотвращения разлива нефтепродуктов в случае аварии. Чтобы избежать попадания нефтепродуктов в почву, предусмотрено покрытие котлована гидроизоляционным рулонным полимерным материалом фирмы "ГСН Линер ШД". Резервуары для хранения нефтепродуктов будут оборудованы пантонами-поплавками, которые на 98% снижают испарения. Все операции по приему, хранению и наливу нефтепродуктов осуществляются на герметичном, специально разработанном для этих целей оборудовании. Предусматривается выполнить комплекс мер, обеспечивающий улавливание углеводородов на всех стадиях технологического цикла: слив — налив — хранение, в том числе с использование установки рекуперации фирмы "SYMEX" - КПД установки 97 %. Установка рекуперации очень дорогая, и хотя основным видом нефтепродукта для строящегося терминала будет является мазут М-100, который в принципе не испаряется, мы сознательно идем на такие затраты, чтобы соответствовать строгим экологическим требованиям и пожеланиям населения.
Также планируется построить административное здание, производственный корпус, котельную, работающую на мазуте, очистные сооружения для промливнёвых и хоз-бытовых стоков.
Чтобы иметь полную картину экологической обстановки в районе застройки в Светлом, уже с января 2004 года проводится мониторинг окружающей среды. Он будет продолжаться в течение всего этого года. Специальные пробы воздуха отбираются ежемесячно в семи точках специалистами государственного Центра санэпиднадзора по Калининградской области, с начала года было сделано более 600 замеров. Полученные результаты учитываются в проекте обустройства санитарно-защитной зоны промышленного узла города Светлый. Все эти документы также будут подготовлены к общественным слушаниям. "Татнефть" считается одной из самых "экологически озабоченных" в мире — это факт общепризнанный. Надеемся, что "народная экспертиза" в Светлом еще раз это подтвердит.
Виталий Братков
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.