Раньше на границах государств возводили крепости с пушками. Теперь жизнь заставляет строить... промышленные бастионы. Геополитика и геоэкономика оказались сильнее обычного оружия. Именно на экономических "крепостях" зиждется сейчас безопасность целых государств. И увы, все чаще предметом международных "разборок" становится основа основ многих секторов экономики — нефть... Но одновременно она же, эта самая нефть, может служить и надежной опорой в защите интересов государства.
Наша с вами Россия, нынешнее благополучие которой пока выстроено в первую очередь на "нефтяных" доходах, в том числе и из Европы, увы, де-факто вытеснена с "нефтяных" европейских направлений. Почти "ушел" от нас Каспий, пока неясны "нефтяные" перспективы Чечни, невесть что замышляет Грузия, проговорившись о планах строительства "своего" нефтепровода в Европу, в обход российской территории. Остается, как и во времена Петра I, Балтика. Нам снова нужно "окно в Европу". Мы потеряли за последние 10-15 лет много этих "окон" и нефтепроводов. И терять европейский рынок окончательно нам никак нельзя. Логичный вывод — для России в целом это стратегически важно, особенно учитывая уровень цен на нефть. В связи с этим как-то по особенному воспринимается просочившаяся в прессу информация о прогнозах "Татнефти" спроектировать и построить в городе Светлый (Калининградская область) морской перевалочный нефтекомплекс. Что может быть эффективнее для защиты геополитических интересов России, чем построенный в непосредственной близости от европейских потребителей российских нефтепродуктов современный терминал?
Впрочем, о целесообразности наличия такого нефтекомплекса на самом западном рубеже страны говорилось еще лет 15 назад, но до дела как-то не доходило, никто за проект не брался — сами помните те времена "катастройки-перестрофы" (гибрид катастрофы и перестройки)... Возможно, в последние недели подтолкнуло "Татнефть" к ускорению продвижения планов проекта строительства в Светлом озвученное президентом послание Федеральному Собранию: Владимир Путин четко обозначил приоритеты, под "знаменем" которых будет развиваться страна. Президент честно признал, что без экспорта нефти нам построить собственный фундамент для высокотехнологичных "несырьевых" производств будет невозможно... В "Татнефти" не стали отделять интересы компании от интересов государства. Как, сами знаете, частенько бывает у некоторых других нефтяных гигантов, увы... По сути, если компания "Татнефть" примет решение все-таки строить комплекс в Светлом, то именно она станет главным "прорубателем" так необходимого нам "нефтяного окна в Европу". О других путях поставок нефти в Европу мы пока не говорим (они, конечно, есть — скажем, по северному "танкерному" пути из Мурманска или Архангельска): ведь именно из Калининграда ее транспортировать потребителям-западникам и дешевле, и безопаснее. Россия получает геополитическую защиту в виде "экспортного" терминала, который будет "кормить" Европу нефтепродуктами. И радует, что такое строительство может стать не отдаленным будущим, а очень близкой реальностью. Дело вот в чем: сейчас, конечно, нефтяной экспорт через калининградские порты идет, но практически все ресурсы для расширения экспорта в Европу уже исчерпаны!
"ПРАВДА.Ру" первой из отечественных центральных СМИ связалась с руководством компании и получила внятный комментарий по этой теме. Итак, впервые "Татнефть" заявила о себе в Калининградской области в декабре 2001 года, начав перевалку на экспорт высокосернистого дизельного топлива с использованием на договорных условиях базы горюче-смазочных материалов ВМФ, расположенной в Балтийске. Оператор АО "Татнефть", компания ООО "БалтТерминалСервис", совместно с Балтийским флотом провели реконструкцию и модернизацию установленного на базе ВМФ оборудования, что позволило через поселок Восточный и причал № 75 ежемесячно отгружать на экспорт до 75 000 тонн дизельного топлива. Кстати, взаимовыгодное сотрудничество с "Татнефтью" по отгрузке нефтепродуктов на экспорт в течение двух лет позволило Балтийскому флоту получить 3 млн. долларов дополнительного финансирования, что составляет более 30% всех внебюджетных средств, заработанных ВМФ России!
Однако теперь дальнейшее увеличение объемов экспорта представляется затруднительным из-за недостаточности емкостей хранения, устаревшей технологии, ограничений железнодорожной станции Балтийск и сложной ситуации при перевалке через Базу горюче-смазочных материалов ВМФ в Балтийске. В дальнейшем ситуация будет обострятся — таков вывод специалистов. Некоторые компании, которые пытаются увеличивать экспорт через уже действующие терминалы, могут вызвать напряженную ситуацию с поступлением грузов в Калининградскую область по железной дороге. А компании, не имеющие в собственности емкостей хранения нефтепродуктов, вообще не смогут обеспечивать экспортные поставки. Вот такая картинка вырисовывается. И желание "Татнефти" построить совершенно новый терминал со всей полагающейся инфраструктурой, системами безопасности и емкостями хранения становится вполне понятным. Без этого сейчас просто не обойтись! И еще один нюанс, о котором пока молчат СМИ.
Площадка, на которой предполагается строительство, еще ранее была целевым образом выделена местной администрацией под базу перевалки нефтепродуктов. Но до получения всех согласований и расчетов рисков для здоровья населения и окружающей среды компания не начинала строительство. Теперь "Татнефть" намерена провести общественные экологические слушания с привлечением жителей города Светлый, чтобы собрать и учесть все замечания по проекту, которые могут появиться у них. И такой, прямо скажем, государственный подход "Татнефти" к делу по меньшей мере обнадеживает. По предварительным данным, такие общественные слушания должны состояться в Светлом уже в конце июля нынешнего года.
Виталий Братков
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.