Леонид Пайдиев: США искусственно держат нефть высокой. Пока…

Леонид Евгеньевич, большинство аналитиков считает, что с ценами на нефть в ближайшее время ничего не случится. Они могут упасть только, если к власти в США придет новая администрация и новый Президент. Однако аналитическая служба ОРЕС сделала доклад, из которого следует, что мировой нефтяной рынок стоит на грани серьезных потрясений из-за отсутствия взаимодействия стран — крупнейших производителей нефти, и кризис перепроизводства может случиться уже в 2004 году. Это просто нагнетание обстановки, или такая опасность действительно есть?

За их словами есть объективная реальность. Я не видел их материалов, но сразу вспоминаю материалы 1998 года, когда все было достаточно просто и понятно. Цены на нефть определяются очень небольшим количеством нефти, обращающемся на рынке, которое составляет несколько процентов от того, что производится каждый год — 2 или 4% (может быть даже меньше). Реально в добыче нефти свободных мощностей хватает эту цифру перекрыть в несколько раз.

Прежде всего, цены на нефть определяются крупнейшими транснациональными корпорациями, а они живут не за счет добычи и продажи нефти, а за счет нефтепереработки, нефтехимии. Они мало заинтересованы в высоких ценах на нефть, поскольку это снижает конечный спрос, а им это не нужно. При цене в $9 за баррель нефтяная отрасль может реально работать и выплачивать своим акционерам нормальные дивиденды, это справедливо для большинства стран. $12 за баррель позволяет развиваться. Есть огромные ресурсы у таких стран как Саудовская Аравия, Иран и Ирак. Вовлечение каждой из них в рыночный оборот сразу давало резкое падение цен на нефть.

Если бы нефть была нормальным рыночным товаром, она стоила бы очень дешево: вначале $9, а потом по мере исчерпания месторождений, когда надо вовлекать новые, подскочила бы до $12 — максимум до $14. Это экономические законы. Но цена на нефть определяется чисто политическими факторами. Это можно было отследить. Решение Министерства энергетики США проводилось с помощью политических линий. В итоге предложения нефти, как Ирака, так и Ирана искусственными методами ограничивалось. С ОРЕС никто реально не боролся. Если понадобилось бы обвалить цены на нефть, то это легко было сделать.

Например, Ирак: США легко захватили Ирак, выяснилась огромная зависимость иракского режима от США. Победа была явно картинная: нефтеперерабатывающая промышленность досталась США в целости и сохранности, удвоить добычу и экспорт нефти Ирака не представляло бы проблемы. Они это сделали бы в считанные месяцы. То, что там есть трудности — легенда, ерунда. Если нефть добывать бережно, то увеличение добычи потребовало бы годы, если хищнически — считанные месяцы. А нефть-то чужая, ее много, что ее жалеть? Цены бы рухнули. Однако США повели себя странно: перед ними выстроилась целая очередь из коллаборационистов, все были готовы идти им в услужение, создать нормальное правительство в Ираке..

В кратчайший срок увеличить экспорт нефти, сократить или обеспечить падение цен на нефть в мире, накормить Ирак, устроить иракскому народу уровень жизни, который он никогда не видел — это они могли вполне. Вместо этого происходит какая-то искусственная ситуация с нагнетанием напряженности в Ираке. История с подрывом ООН тому наглядное свидетельство. Это истолковать можно только одним образом. Значит, США по-прежнему не нужны низкие цены на нефть, вернее тем, кто правит в США. Мы видим все доказательства, что цены на нефть объективно должны быть очень низкие, США из политических соображений хотят держать их пока высокими. Вопрос о прогнозе цен на нефть определяется другим фактором, как будут развиваться эти политические интересы США, ради которых они высокие цены на нефть и держат?

Как только они решат свои задачи, они снизят цены на нефть. При этом решают не нефтяники, а международный финансовый капитал. Производители США — это более слабые, подчиненные фракции. Не интересами американских экспортеров или промышленников определяется курс доллара и финансовая политика американского государства. Им нужно повышение цены ради ценных бумаг. Здесь возникает очевидная вещь: чем более кризисные явления будут развиваться в международных финансах, тем больше для сохранения эффективного капитала на определенном этапе надо будет сбивать цены на нефть. Когда это понадобится, США это и сделают.

Как скоро США удастся решить свои задачи?

Надо понимать, что такое кризис в США. Идет грандиозная перестройка структуры международных финансов. В новом мире глобальных рынков может быть только одна резервная валюта, один эмиссионный центр. Эта процедура должна произойти очень быстро. У США накопилось много долгов, они не могут тянуть. Они свои задачи решат или не решат (как надеются очень многие их недоброжелатели) очень скоро. Как только они быстро решат эти задачи, для укрепления новой системы им понадобятся достаточно низкие цены на нефть. Что значит низкие цены на нефть? Те, которые устраивают крупнейшие транснациональные корпорации- $14, $18 за баррель. И они этот уровень обеспечат.

Как только изменяется политическая ситуация, экономике дают возможность действовать без ограничений, цены на нефть обваливаются. Экономическим законам дают возможность действовать без политического воздействия — цены на нефть немедленно обрушаться. Все говорят, что нефть — ограниченный ресурс. Но нефти не будет потом, не скоро, через десятилетия, а сейчас ее может быть очень много.

OPEC.RU

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Темы нефть
Обсудить