На днях житель штата Теннесси Скотт Гибсон получил по почте уведомление о штрафе в размере 75 долларов за превышение скорости. Но платить отказался.
Вместо этого он написал в дорожную полицию письмо, в котором сообщил, что является никем иным как заместителем директора ЦРУ, и, соответственно, может себе позволить на дороге некоторые вольности.
Полицейские направили запрос в ЦРУ. Оказалось, что Гибсон там никогда не работал. Более того, в управлении любезно разъяснили, что любой сотрудник ведомства должен соблюдать ПДД, а уж если нарушил – придется нести ответственность, в том числе и заплатить штраф, как и всякому другому гражданину США.
Теперь лжеразведчика ждет судебное разбирательство – не надо было выдавать себя за должностное лицо.
А существуют ли привилегии для сотрудников спецслужб на российских дорогах?
Как нас уверили в отделе пропаганды ГИБДД ГУВД Москвы, правила дорожного движения распространяются на всех, в том числе и на машины, оснащенные спецсигналами.
Читайте также: Прокурорская индульгенция нарушителям ПДД
На "мигалки" и "крякали" на служебных автомобилях имеют право руководство страны, первые лица министерств и федеральных ведомств.
И, конечно, наиболее часто встречающиеся на дорогах - пожарная охрана, скорая помощь, правоохранительные структуры, военная автоинспекция и спасатели, а также службы специальных перевозок Банка России и Гохрана РФ.
Все эти спецмашины при определенных обстоятельствах имеют право нарушать некоторые пункты ПДД, как-то: проезд на красный свет, превышение скорости, выезд на встречку и так далее. Полный список указан в пункте 3.1 ПДД.
Как же должны вести себя автолюбители, оказавшиеся на пути спецмашины?
Согласно пункту 3.2 ПДД, "при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства".
Уступать следует и автомобилям с включенными проблесковыми маячками красного цвета, специальным звуковым сигналом и с цветографическими схемами.
Какие же санкции грозят автолюбителю за то, что не уступил дорогу спецмашине? Если она с синим маячком без цветографических схем, на каких ездят выскопоставленные чиновники, то всего лишь предупреждение или штраф от 100 до 300 рублей (КоАП 12.7).
А вот, к примеру, за игнорирование кареты скорой помощи могут и прав лишить на срок до трех месяцев. При условии, конечно, что все сигналы на ней были включены.
Заметим, в пункте 3.1 ПДД есть оговорка: воспользоваться приоритетом водители машин со спецсигналами могут только в тех случаях, когда выполняют неотложное служебное задание, и только убедившись, что им уступают дорогу.
А как проверить, действительно ли машина на задании? В отделе пропаганды ГИБДД в ответ на этот вопрос нас удивленно переспросили: "А зачем вам это нужно знать? Ваше дело соблюдать ПДД. А там ясно сказано – уступать!"
Но все же нас заверили, что проверки спецтранспорта проводятся регулярно. Их осуществляют специальные группы, в которые входят сотрудники различных ведомств.
Если вдруг обнаружится, что спецсигналы были включены неправомерно, то будет проводиться служебное расследование. И нарушителя "мигалок" могут лишить. Только вот кто конкретно входит в эти контролирующие группы, нам так и не рассказали.
Читайте также: Двое мировых судей погорели на "мигалках"
Но вернемся к конкретным примерам. Часто случается, что машина с "мигалкой" подрезает, заставляет уступать дорогу в тоннелях, где перестраиваться запрещает дорожная разметка, да и некуда: рядом или стена, или другой автомобиль. "Что же делать?" – спросили мы в ГИБДД.
"В любом случае вы не должны нарушать ПДД и пересекать сплошную разметку, а вот на выезде из тоннеля, опять же, согласно правилам, обязаны перестроится правее".
Хорошо! А если автолюбитель остановился на перекрестке перед стоп-линией, которую пересекать также нельзя, а сзади машина с "мигалкой" требует уступить, как быть?
Нам ответили: "Если остановились – стойте. Ну а если вы заметили машину до прекращения движения, то должны перестроиться вправо!"
"А если этот ряд занят?" – спросили мы. "В любом случае вы должны соблюдать ПДД", - уже раздраженно ответили нам.
Хорошо – пробуем пропустить. А если при перестроении автолюбитель задел другую машину? Кто виноват? Ответ: "Он и виноват, маневр должен быть безопасным для других участников движения".
Откровенно говоря, эти вопросы не очень понравились нашим собеседникам. Особенно о правомерности использования спецсигналов в том или ином случае.
Нам неохотно пояснили: обращайтесь в те ведомства, к которым приписаны эти спецмашины. Милицейская – в ГУВД, пожарная – в УГПС и так далее. Там и должны разбираться. В общем, как мы поняли, единой системы контроля нет. Поэтому и проверить все это очень сложно.
В Обществе защиты прав автомобилистов (ОЗПА), наоборот, советуют по таким вопросам обращаться в общественные организации, которые занимаются проблемами безопасности дорожного движения. Особенно в тех случаях, когда по вине спецтранспорта произошло ДТП.
У этих организаций больше возможностей доказать вашу правоту. Ведь, к сожалению, не все владельцы водительских прав знают о своих юридических правах, считают специалисты ОЗПА.
Самое интересное в разделе Происшествия
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.