Территория, над которой произошло крушение Airbus A321 "Когалымавиа", контролируется боевиками "Вилаята Синай" "Исламского государства". По сообщениям российских экспертов, самолет "развалился в воздухе на большой высоте". Современные гражданские самолеты -машины с большим запасом прочности. Что же могло стать причиной трагедии в небе над Египтом?
Как отмечает Reuters, в последние месяцы боевики ИГ убили в этом районе "сотни египетских солдат и полицейских". "Это зона серьезнейшей контртеррористической операции египетской армии с достаточно серьезными потерями среди военных", — сказал Правде.Ру президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Известно, что самолет рейса 9268 "Когалымавиа" после взлета из аэропорта Шарм-эль-Шейха на Синайском полуострове потерял связь с диспетчерами на 23 минуте.
"Разрушение произошло в воздухе, осколки разбросаны на большой площади - около 20 квадратных километров",— сказал директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко. Вопреки сообщениям о том, что пилот запрашивал аварийную посадку из-за выхода из стоя радиооборудования, первые данные из расшифрованных записей "черных ящиков" это не подтверждают.
Версий, по которым современный гражданский самолет мог развалиться в воздухе, две — это теракт или крупная техническая неисправность, которая ведет к мгновенной разгерметизации и разрушению корпуса лайнера. Хотя руководители компании заявили, что причиной может быть "только внешнее воздействие"(какое?). Рассмотрим обе версии.
Жан-Поль Троадек (Jean-Paul Troadec), бывший директор французского Бюро расследования авиакатастроф (BEA), первоначально отрицал версию теракта, но изменил точку зрения, увидев фотографии обломков.
"Увидев эти фотографии, я оставляю в силе гипотезу об атаке (террористической) и гипотезу об аварийной ситуации", — сказал эксперт агентству AFP. Если это была атака, то форма разлетевшихся обломков это покажет. На обломках будут обнаружены и следы взрывчатых веществ, если самолет был взорван изнутри бомбой, сказал Tроадек. Он отметил, что "отсутствуют небольшие по размеру обломки, что было бы, если бы самолет вошел в пике".
Другой авиационный эксперт, опрошенный агентством AFP — Роберт Галан (Robert Galan) сказал, что "внутренние неисправности очень редко в современных самолетах приводят к взрывам". Взрыв, по его мнению, мог произойти при подрыве террориста-смертника, заложенной бомбе или поражении ракетой.
"Если самолет летел на крейсерской высоте 9000 метров (29500 футов), то крайне маловероятно, что боевики "Исламского государства" могли его сбить, потому что для этого нужна не только ракета, но и передовые РЛС".
Однако эксперт не исключил, что "если самолет имел технические проблемы и снизился, то тогда мог попасть в зону досягаемости ПЗРК". Это "надуманная версия", отметил Галан, но она имеет место быть, так как у боевиков ИГ есть китайская пусковая установка FN-6 (HongYing 6), из которой был сбит вертолет в северном Ираке.
С тем, что у боевиков есть ПЗРК, согласен и Чарльз Листер, эксперт по Ближнему Востоку и приглашенный научный сотрудник Института Брукингса в Дохе. ИГИЛ имеет самые передовое оружие ПВО, например, ПЗРК 9К38 "Игла" (SA-18 "Grouse" по классификации США/НАТО). Установка может поражать цели на высоте 10 000 футов (3,8 тысячи метров), написал Листер в субботу в "Твиттере". По мнению эксперта, все же вероятней всего гипотеза о бомбе на борту, но египетская армия могла и "потерять" свое новейшее ракетное вооружение, цитирует Businessinsider.
Добавим, что мы до сих пор не знаем, какое оружие поставляли американцы "умеренной оппозиции" в Сирии. Вспомним также, что правительство Украины 30 октября разорвало соглашение с Российской Федерацией об обмене информацией о переносных зенитных ракетных комплексах (ПЗРК) при экспорте или импорте в третьи страны.
"У них есть ПЗРК, например, со складов Муаммара Каддафи, сейчас Катар через Синай тащит многие вещи под Сирию, — сказал Евгений Сатановский. - И понятно, что передать ПЗРК "Исламскому государству" или "Джабхат аль-Нусра" в Сирии — это стратегическая задача тех, кто поддерживает исламистов".
Вывод: Боевики "Исламского государства" действуют на cевере Синайского полуострова, и они уже достаточно давно выступали с угрозами сбивать самолеты, летающие в Шарм-эль-Шейх. Государство, где идут боевые действия, обязано запретить полеты гражданских самолетов над зоной военных действий. Египет это сделал только после трагедии с российским самолетом.
Но есть один момент, который не предусмотришь. Бомбу мог пронести обслуживающий персонал — вместе с багажом, при погрузке багажа, при обслуживании самолета.
Еще один вывод — летать в арабские страны сейчас опасно.
Теперь разберем аварийную ситуацию. Это может быть усталостная трещина в шпангоуте фюзеляжа или разрыв двигателя на осколки, которые разрушили корпус и жизненно важные системы. Так, разбившийся Airbus 321 ударялся о полосу хвостовой частью. Это произошло в 2001 году при посадке в аэропорту Каира.
Самолет эксплуатировался 18 лет у четырех арендаторов и был приобретен "Когалымавиа" в лизинг у дочки американской International Lease Finance Corporation (ILFC) ирландской компании Dublin, пишет Irish Times . Сделка была совершена на основе "соглашения ирландских и российских органов гражданской авиации", подписанного в 2002 году, пишет газета.
Ирландия обязалась продавать России "пригодные к полету" самолеты, а Россия — их обслуживать. Но выясняется, что ирландцы не несут ответственности за сдаваемые в аренду и лизинг самолеты. А вот американский владелец (около 8000 тысяч самолетов в лизинге) имеет плохую репутацию. Irish Times пишет о 300 случаях претензий к банку ILFC по техническому состоянию самолетов.
Газета не без основания замечает, что "Когалымавиа" расследуется по двум предполагаемым нарушениям правил технического обслуживания.
Вывод: Надо навести порядок с приобретением самолетов в лизинг, должен быть третейский суд, который тщательно бы изучал историю самолета. Надо ужесточить требования и исключить коррупцию. Тогда можно будет распрощаться с большинством из 130 авиакомпаний, но если иначе нельзя, то надо прощаться.
"Мы талдычим об этой безопасности уже 25 лет, — сказал Правде.Ру Виктор Горбачев, гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации. - И никто не обращает внимания — ни в руководстве министерства транспорта, ни в правительстве РФ. И вот все эти словоблудия идут только в момент каких-то происшествий. Я на 100 процентов уверен, что мы и сейчас поговорим об этом немного, а с 1 декабря вообще забудем, что такое происшествие было, и все выйдет на круги своя - ни реорганизации, никаких выводов, никаких предложений, ничего абсолютно".
Также по теме:
Гибель Airbus-321: Ждем попытки скрыть тайну?
"На A321 опасный груз мог поступить в качестве багажа"
"ИГ могло завербовать кого-то из персонала аэропорта Шарм-эль-Шейха"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.