Отметим, что в России начинает действовать госпрограмма защиты свидетелей. В законе такое право свидетелей было прописано и ранее, однако норма не действовала, потому что не было системы. Средства на программу уже выделены, к работе будут подключены все силовые методы. C учетом того, что в РФ в защите нуждаются огромное число свидетелей, работа предстоит большая.
Человека, который содержался в одной из самых "режимных" тюрем России, в "Белом лебеде", спасли сотрудники учреждения. Вовремя вошли в камеру, где и обнаружили Магомеда А. висящим в петле из пододеяльников и простыней. Почти задохнувшегося человека вытащили из удавки, его удалось спасти. Подробности произошедшего сейчас выясняют, а к делу привлечена служба собственной безопасности ФСИН, которая будет разбираться c сотрудниками тюрьмы, а также выяснять, что это было: попытка расправы или попытка самоубийства.
Но почему столько шума вокруг такой, к сожалению, достаточно распространенной истории для российских исправительных учреждений? А дело все в том, что Магомед А. проходит свидетелем по громкому делу мэра Махачкалы Саида Амирова, обвиняемого в тяжких преступлениях. Ранее, в пятигорском СИЗО, также предпринималась попытка устранения еще одного ключевого свидетеля по делу Амирова. Было это в 2013 году, однако тогда ФСИН официально опроверг эту информацию. Вот только о том, что ЧП может произойти в "Белом лебеде" (и факт этот скрыть не удастся), тогда еще никто и подумать не мог.
Для справки: исправительное учреждение ИК-2 ОИК-2 УОХД ГУ ФСИН в Пермском крае (по неофициальному названию "Белый лебедь") — колония с одним из самых жестких режимов в системе исправительных учреждений. Здесь содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы насильники, убийцы, члены бандформирований. Именно здесь проведет свой остаток дней Дмитрий Виноградов, расстрелявший коллег в офисе столичной аптечной сети.
Читайте также: Потерпевшие избавятся от "комплекса жертвы"
Действительно, произошедшее недавно в "Лебеде" можно смело назвать ЧП. К тому же, если учесть личность осужденного и его причастность к громкому и пока не оконченному делу.
Однако не одно это происшествие заставляет задуматься о безопасности тех, чьи свидетельские показания могут сыграть решающую роль в изобличении преступника. Показания, без которых невинный может оказаться в тюрьме, а виновный, напротив, на свободе. Особые условия в вопросе защиты свидетеля возникают при обстоятельствах, когда человек находится в местах лишения свободы (СИЗО или колонии). В условиях ограниченного пространства и при отсутствии особой бдительности со стороны сотрудников "приговоры" нередко приводились в исполнение прямо на тюремных нарах.
Вспомнить хотя бы 90-е годы, когда "ненужных" людей доставали в любом СИЗО и в любой колонии с любым режимом. И конечно, много проблем возникает с безопасностью, так сказать, обычных свидетелей. В России не существует обязательной практики, программы защиты свидетелей, которая нам всем известна по западным боевикам. Случаи, когда ключевых свидетелей обвинения прячут, вывозят в другой регион до суда, единичны. С учетом того, что, по статистике МВД, свидетелями в уголовных делах признаются 11 миллионов человек, вся деятельность по охране их жизни и здоровья действительно капля в море. Из-за давления со стороны заинтересованных лиц 2,5 миллиона человек ежегодно отказываются от своих показаний прямо во время судебных заседаний. И такие "маневры" не беспочвенны: в ходе расследования уголовных дел, опять же, по статистике, бесследно исчезают около восьми человек в год. Другие признаются, что их жизни угрожают, третьим угрожают, но они умалчивают об этом факте и при этом отказываются от свидетельских показаний.
В августе 2004 года в России был принят закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Но сам по себе закон ничего решить не смог. Требовалось создать систему правил и действий. Тогда и было принято решение о создании специальной программы, но ее реализация затянулась на долгие годы. В нынешнем году наконец-то появилась концепция. В программу защиты свидетелей теперь вовлечены все силовые ведомства МВД, а также минздрав, минтруда и Федеральное медико-биологическое агентство. В МВД создано специальное управление, которое будет работать над защитой тех, кто вовлечен в уголовный процесс в качестве свидетеля. В программу внесены существенные изменения, кардинально отличающиеся от тех норм, который ввел закон 2004 года.
Читайте также: Арест дело тонкое: СИЗО собираются разгрузить
Естественно, что пока сама структура и система правоохранительных органов не может пропустить через себя всех тех 11 миллионов человек, однако только в ближайшее время предполагается, что в рамках госпрограммы под защиту будут взяты 20 тысяч участников процесса. Выделены и средства — 1,5 миллиарда рублей.
Что же предлагается делать для того, чтобы обезопасить людей, признанных следствием свидетелями? Часть предложенных мер кажутся поистине фантастичными: например, это касается предложения по изменению внешности свидетеля. Потому что далеко не каждый захочет стать буквально другим человеком. К тому же, стоимость пластических операций никак не уложится в выделенные средства. Конечно, если под понятием "поменять внешность" силовики не подразумевают парики и приклеенные бороды. Для отдельных групп свидетелей будут выделены телохранители, кому-то временно поменяют место жительства.
Как, какими силами и возможностями это будет реализовано — пока неясно, но уже хорошо, что делается хоть что-то.
Попасть в программу защиты свидетелей может каждый, для кого определен такой статус. Правда, придется доказать, что действительно существует угроза для жизни и здоровья. Если специалисты сочтут доводы свидетеля обоснованными, в работу включится группа, которая будет участвовать в процессе. Эксперты считают, что если сейчас выделить тех, кто экстренно нуждается в защите по "свидетельской линии", насчитается более пяти тысяч человек.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.