Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О защите прав потерпевших от преступлений". Документ станет новой вехой в уголовном судопроизводстве страны и значительно расширит права тех, кто признан потерпевшим по уголовному делу. И отметим, что такое право потерпевшим гарантировано Конституцией Российской Федерации.
Проект закона долгое время готовился в Общественной палате, а одним из тех, кто его активно продвигал, стала глава правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина. В конце декабря на встрече с главой государства Ольга Костина попросила президента РФ поддержать предлагаемые изменения в Уголовном кодексе и подписать важный документ.
"Мы долгое время работали над проектом закона и в его создании были задействованы представители самых различных ведомств", — рассказала корреспонденту "Правды.Ру" Ольга Костина. По сути, законопроект гарантирует то, что давно написано в главном документе страны — Конституции РФ. В статье 52 говорится, что лицо, признанное потерпевшим от преступления, вправе рассчитывать на поддержку государства как в социальном и реабилитационном плане, так и в смысле защиты, если речь идет об угрозе жизни и здоровью.
Однако для того, чтобы конституционное право заработало в полную силу, требовалось внести изменения сразу в несколько законодательных актов. Этого как раз на протяжении всей истории новейшей российской Конституции сделано не было. Экспертное сообщество, о котором говорит Костина, привлекалось неспроста: прокуратура, Следственный комитет рассматривали возможность принятия таких изменений, а также их соответствие законодательству.
С 1 января 2015 года, когда законопроект окончательно начнет работать, потерпевшим юридическое или физическое лицо будет признаваться с момента возбуждения уголовного дела. Такой статус, назначенный сразу с начала работы следствия, позволит правоохранительным органам ходатайствовать перед судом об аресте имущества обвиняемого еще до приговора суда. Шаг, безусловно, важный. Ведь если в уголовном деле предполагается гражданский иск о возмещении материального или морального вреда, то компенсация потерпевшему будет назначена из средств после реализации имущества обвиняемого или из денег, которые находятся на банковских счетах.
Если раньше своей законной компенсации потерпевшему приходилось ждать годами, пока осужденный выплачивал "по пять копеек", то теперь такой расклад окажется вряд ли возможным. И тем более не удастся переписать имущество на близких родственников, пока не состоялся суд, и заявить о полном и внезапном банкротстве. Конечно, речь не идет о тех, у кого имущества не было изначально, но тут, как говорится, законодатели бессильны.
Еще одно новшество документа будет предписывать судам учитывать мнение потерпевшего при избрании меры пресечения обвиняемому. Теперь, если жертва преступления сочтет, что во время следствия находящийся на свободе предполагаемый преступник сможет оказать на него давление или угрожать жизни и здоровью, то она, жертва, сможет ходатайствовать перед судом об аресте подследственного.
Кроме того, изменения вносятся в федеральный закон "О государственной защите свидетелей, потерпевших, а также иных участников уголовного судопроизводства". Это позволит создать условия, при которых давление на потерпевших или свидетелей со стороны обвиняемого или других заинтересованных лиц станет невозможным. Жертву преступления также будут уведомлять о том, когда осужденный прибыл на место отбывания наказания и когда отбудет из исправительного учреждения.
Немаловажным фактором новой законодательной инициативы станут изменения в законе "Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы". Сама процедура надзора, скорее всего, перестанет быть условной, такой, которой она сейчас фактически и является. Правоохранительные органы уже давно сталкиваются со статистикой, которая показывает довольно большой процент рецидива среди освободившихся из колоний. Закон сейчас запрещает бывшему осужденному появляться на улице после 23 часов, посещать увеселительные заведения и мероприятия. Однако где на самом деле находится их подопечный, надзорные органы знают весьма условно. Сам же "подопечный" нередко пускается во все тяжкие, совершая рецидив.
И, пожалуй, самой главной частью подписанного президентом документа является взаимодействие следственных органов с потерпевшим, которым был признан несовершеннолетний. До этого момента участие ребенка, как лица, в уголовном судопроизводстве фактически не отличалось от взрослых. И если речь идет о сексуальном насилии, то визиты к следователю, который скрупулезно расспрашивает про обстоятельства преступления, могут нанести серьезную психологическую травму. Показания детей теперь будут записывать на видео и следователю больше не придется десятки раз вызывать ребенка на допрос. Также предполагается присутствие на допросе психолога, и этот аспект будет обязательным к исполнению.
Новые поправки в законодательные акты позволят увеличить процент состязательности и равноправия сторон, участвующих в уголовном процессе. Возможно, благодаря новому документу, положительная динамика и отсутствие наиболее неприятных сопутствующих уголовному процессу вещей, будет действительно ощутима, а законодательная инициатива заработает по-настоящему.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.