По статистике, раз в 21 минуту в Индии случается изнасилование. Вот в Дели десятимесячную девочку изнасиловал сосед, вот в Калькутте над полуторагодовалой малышкой надругались и бросили ее на улице, вот в штате Уттар-Прадеш 14-летнюю девочку изнасиловали и убили в полицейском участке, вот в Карагпуре жертвой насильников стала 65-летняя бабушка.
Однако все эти преступления скоро уже никто и не вспомнит, кроме родственников жертв. Все, что им остается — это надеяться на возмездие для преступников, которого, скорее всего, они так и не дождутся. Изнасилование и убийство студентки в автобусе в Дели стало, пожалуй, самым громким сексуальным преступлением в Индии за последнее время. Случай вызвал всплеск негодования во всем мире, однако он был далеко не первым: и до этого в газетах появлялись громкие заголовки, однако подобные инциденты быстро стерлись из общественной памяти.
История медсестры из Мумбаи Аруны Шанбауг стала одной из самых затяжных битв за справедливость. В конце ноября 1973 года 25-летнюю девушку изнасиловал и попытался задушить местный уборщик, Соханлал Бхарта Валмики. Он обмотал шею своей жертвы металлической цепью и оставил ее умирать.
Аруну удалось спасти — девушка выжила, однако лишь формально: последние 39 лет она лежит на койке в вегетативном состоянии. Ее мозг практически мертв, она никого не узнает, не говорит и не может выполнять даже самые простые действия. А Валмики даже не привлекли к ответственности за изнасилование. Правда, он отсидел семь лет — но за ограбление и покушение на убийство.
Читайте также: Индия. Детский плач отрезвит насильников?
Журналист и писатель Пинки Вирани, написавшая книгу об Аруне, называет всю ситуацию пародией на правосудие: пока жертва находится в больничной палате в буквально "никаком" состоянии, преступник разгуливает на свободе и налаживает свою жизнь. Пинки пыталась разыскать Валмики, однако ей это не удалось: "Мне сказали, что он поменял имя и работал санитаром в делийской больнице. В той больнице, где он изнасиловал Аруну, нет ни одной его фотографии на документах. И в материалах суда его снимков тоже нет". Увы, Аруна не одинока: ее история повторяется с пугающей регулярностью по всей территории страны.
В феодальном патриархальном индийском обществе насилие по отношению к женщинам стало страшной нормой. В 2003 году на 28-летнюю девушку-дипломата из Швейцарии в фешенебельном районе Дели Сири-Форт напали двое мужчин. Они затолкали жертву в ее же автомобиль, в салоне которого один из преступников ее изнасиловал. По словам дипломата, насильник свободно владел английским, говорил с ней о Швейцарии и даже читал ей "лекции" об индийской культуре.
В 2004 году в штате Манипур 32-летнюю Манораму увезли из дома вооруженные солдаты, обвинившие ее в оказании помощи повстанцам. Через несколько часов ее изуродованное тело, прошитое десятками пуль, было найдено на обочине дороги. Двумя годами ранее в ходе беспорядков в штате Гуджарат жертвами изнасилований стали мусульманки, а индийскую армию в штате Кашмир обвиняют в том, что она использует насилие над женщинами как средство наказания всего местного населения.
Большинство пострадавших и по сей день ждут справедливости. Суды же зачастую относятся к насильникам снисходительно. Те объясняют, что на преступление-де пошли из-за того, что были пьяны. Или же скучали по своим вторым половинкам, находящимся вдали от них. Или находились в постоянном стрессе из-за того, что вынуждены в одиночку обеспечивать всю свою семью, или же, что не могли совершить изнасилование, потому что принадлежат к высшей касте, а жертва — к низшей.
По словам адвоката Индиры Джайсингх, действующее в стране законодательство относительно насильников далеко от адекватного. Процессы идут слишком медленно, а процент осужденных слишком низок. "В Индии требуется столько времени, прежде чем будет вынесен приговор, что свидетели разбегаются, а детали происшедшего стираются из памяти", — поясняет Джайсингх.
Многие жертвы, добавляет адвокат, даже не доходят до суда из-за того, что на семью может упасть тень, да и сами родственники часто запрещают девушкам жаловаться. Так что одной реформой законодательства тут не обойтись — измениться должно, в первую очередь, общество. "Не существует волшебной формулы, которая поможет справиться с проблемой изнасилований. Дело в сдвиге в сознании людей, идущих на преступление — принято считать, что женщина сама спровоцировала изнасилование", — говорит Джайсингх.
Читайте также: Изнасилования в Индии — следствие менталитета
Время от времени один из тысяч подобных случаев зажигает какую-то искру. Первым стал инцидент, произошедший в 1972 году, когда 16-летнюю Матхуру изнасиловали двое полицейских в участке. Обвиняемых оправдали — они сказали, что девушка не поднимала тревогу и не пострадала, а поскольку она уже вела половую жизнь, это можно было расценивать как согласие. Но гневный протест со стороны активистов заставил правительство внести изменения в законодательство — правда, произошло это только в 1983 году. Зато поправки были существенными: теперь, если жертва говорила в суде, что не давала согласия на секс, суд обязан был ей поверить.
Акции протеста, последовавшие за чередой последних изнасилований, заставили индийское общество поверить в то, что ситуацию удастся изменить к лучшему. Так, правительство уже сформировало комитет под руководством отставного судьи Верховного суда Д. С. Вермы, чтобы по-новому взглянуть на проблему. Верма пригласил к диалогу общественность, и его электронный почтовый ящик буквально трещит от предложений ввести для насильников химическую кастрацию и смертную казнь. Многие настаивают на заключении преступников в тюрьму до 30 лет, а то и пожизненно.
Тем не менее, активисты настаивают на своем: пока женщины будут считаться существами второго сорта, проблему не решить. Если социальные установки не поменяются, пользы от протестов будет немного.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.