В Ленинском районном суде Екатеринбурга начался процесс по делу бывшего шеф-редактора интернет-таблоида "Ура.ру" Оксаны Пановой. Ее обвиняют в вымогательстве, мошенничестве и злоупотреблении полномочиями по статьям 163, 159 и 201 Уголовного кодекса Российской Федерации. Пановой грозит до 15 лет лишения свободы. Журналистка все обвинения отвергает.
По версии следствия, обвиняемая совершила четыре преступления. Два из них касаются вымогательства средств под угрозой распространения порочащих сведений (ст. 163 УК РФ). Потерпевшими по данным эпизодам проходят гендиректор Областного телевидения Антон Стуликов: у него Панова, по версии следствия, в 2010 году требовала 3 миллиона рублей. Есть и еще один потерпевший: экс-чиновник свердловского правительства Евгений Кремко, за прекращение негативных публикаций о котором в 2008 году Панова, по данным правоохранителей, требовала 1 миллион рублей.
Еще один эпизод квалифицирован как "использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации". Пановой инкриминировали незаконное перечисление со счета Ura. ru на счета номинальных организаций более 12 миллионов. Помимо этого журналистке вменяют в вину мошенничество с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ): по данным следствия, она заключила фиктивный договор на сумму 100 тысяч рублей с коммерческой организацией.
Накануне судебного заседания представители МВД, старший оперуполномоченный по особо важным делам управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Свердловской области Александр Рябинин и старший следователь по особо важным делам ГСУ областного полицейского главка Сергей Кибирев представили уральским журналистам свое видение этого скандального дела.
В изложении сыщиков схема работы Ura. ru была незамысловатой. "Аксана Панова, являясь руководителем информационного агентства Ura. ru, публиковала материалы негативного характера, умышленно искажая факты. Затем она требовала с героев материалов вознаграждение. Если они соглашались, публикации прекращались, если нет — они становились еще более жесткими", — рассказал журналистам господин Кибирев.
В полиции уверяют: установлено, что вымогательство носило систематических характер, но по разным причинам потерпевшие отказались писать заявления. "Кто-то боялся, что против него будет развернута информационная кампания, кто-то отказался, решив, что это несет риски для его предприятия", — пояснил Александр Рябинин.
Читайте также: Рэкет - новый жанр в журналистике
При этом в полиции не исключают, что в будущем часть из них может передумать, а соответственно — в отношении Оксаны Пановой могут быть возбуждены новые уголовные дела.
Силовики решительно отрицают заказной характер уголовных дел, на котором настаивает обвиняемая. "Никакой подоплеки здесь нет. Ее дело отличается от множества подобных лишь тем, что обвиняемая пытается настроить общественное мнение против правоохранительных органов, активно используя для этого имеющийся медиаресурс", — говорят в ГУ МВД.
Один из скандалов такого рода разразился в конце прошлой недели, когда на официальном сайте Союза журналистов России появилось так называемое "заявление в поддержку Оксаны Пановой".
Больше всего этому факту были удивлены в самом Союзе журналистов. Его председатель Всеволод Богданов и часть секретарей СЖР и вовсе находилась за пределами Москвы и ничего не подписывали. Уже через несколько часов обращение было снято с сайта, в союзе начата внутренняя проверка.
В Екатеринбурге в оценках перспектив процесса расходятся. В полиции говорят, что, несмотря на тяжесть предъявленных обвинений, Панова может и не получить реальный срок: у нее есть несовершеннолетний сын. Тем не менее, в России уже есть несколько прецедентов, когда дела такого рода заканчивались для обвиняемых как минимум колонией-поселением. Так, в Москве журналист Олег Лурье получил 8 лет за вымогательство денег у сенатора Владимира Слуцкера за непубликацию порочащих сведений о его жене.
Читайте также: Командир "Стрижей" попал под подозрение
В Казани 1 год и 9 месяцев колонии-поселения за клевету и возбуждение ненависти дали Иреку Муртазину. В Тыве журналистка Алефтина Донгур-оол, получившая деньги от кандидатов в депутаты за непубликацию компромата, была приговорена к 3 годам колонии-поселения. В Ростове продолжается процесс над Александром Толмачевым, которого обвиняют в вымогательстве денежных средств у предпринимателей. По версии следствия, он угрожал публикацией компрометирующих материалов.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.