Очень часто, чтобы герой превратился в злодея, требуется всего один шаг. Хорошей иллюстрацией к этому является трагическая история знаменитого корсара, капитана Франсуа Ле Вассера. Храбрый офицер, только став губернатором острова Тортуга, сразу же превратился в садиста, грабителя, убийцу и насильника. Но почему же это случилось?
Знаменитому французскому пирату Франсуа Ле Вассеру (который был к тому же сеньором де Рене де Буадуфле де Летр) не особенно везло как при жизни, так и после смерти. Дело в том, что современные авторы научно-популярных текстов, а также разработчики ролевых и компьютерных игр часто путают его с другим Ле Вассером, которого звали Оливье (а его прозвище было "Ла Бюз", то есть "Канюк"). Однако тезка создателя пиратской республики на острове Тортуга, во-первых, жил намного позже Франсуа Ле Вассера, он родился предположительно в 1690 году и был повешен в 1730-м, тогда как завоевателя Тортуги убили в 1652 году, то есть еще до рождения легендарного "Канюка". Во-вторых, Ла Бюз в основном прославился своими подвигами в Индийском океане, тогда как Франсуа Ле Вассер был типичным карибским пиратом.
Несмотря на эту путаницу, до сих пор история нормандского дворянина Франсуа Ле Вассера, ставшего королевским корсаром, а затем и губернатором острова Тортуга, вызывает интерес как историков, так и психологов. Последние пытаются понять, каким образом этот благородный герой и храбрый солдат трансформировался в деспота, убийцу и беспредельщика. Его биографию часто приводят в пример, когда говорят о психологических травмах, нанесенных людям войной, после которых они так и не могут приспособиться к мирной жизни. Ну а, сами понимаете, этот вопрос весьма актуален и сейчас.
Читайте также: Пираты: правда, что они были богаты?
Известно, что Франсуа Ле Вассер, небогатый нормандский дворянин и гугенот по вероисповеданию, появился в Карибском море в 1620 году. Он был одним из офицеров, принявших участие в военной экспедиции корсара Пьера д'Эснамбюка в Вест-Индию против испанцев. После захвата французами острова Сен-Кристоф и образование на нем колонии под губернаторством д'Эснамбюка, Ле Вассер был назначен командиром местной милиции, а при губернаторе Филиппе де Лонвилье шевалье де Пуанси он стал директором всех укреплений острова.
Интересно, что хотя сведения об этом периоде жизни Ле Вассера весьма скудны, однако в источниках нет никаких упоминаний о том, что он был чрезмерно жесток с подчиненными и проявлял замашки деспота. Наоборот, население острова любило храброго и деятельного офицера, который прославился тем, что поддерживал на Сен-Кристофе идеальный порядок (а это было нелегко, если учесть, что в колонии тогда в основном направлялись преступники). Возможно, именно поэтому де Пуанси и поручил отважному капитану захватить остров Тортуга — больше на это никто из его подчиненных не мог решиться.
Но Ле Вассер и не сомневался в успехе — взяв с собой всего лишь 50 друзей, высадился в бухте Марго на Сен-Доменге, где навербовал сто французских буканьеров, и с ними 30 августа 1640 года легко прогнал с острова владевших им англичан (в английских источниках утверждается, что это были испанцы). После чего, де Пуанси сразу же назначил его губернатором новой колонии. Не исключено, что это было обговорено между ними заранее — есть сведения, что корсару предложили занять этот пост в качестве оплаты за ту помощь, которую он в 1625 году оказал д'Эснамбюку (последний так и не выделил Ле Вассеру оговоренную часть добычи).
Однако после того, как Франсуа Ле Вассер приступил к исполнению обязанностей губернатора, с ним начали твориться странные вещи. Согласно источникам, он обложил колонистов непосильными налогами и повинностями и управлял островом "скорее как король, нежели как губернатор". Более того, достаточно веротерпимый прежде капитан ни с того ни с сего начал преследовать своих соотечественников, которые были католиками — он бросал их в тюрьмы, конфисковал имущество, и, в конце концов, изгнал с острова священника и приказал сжечь часовню. Доставалось от него и собратьям по вере — гугенотский пастор Рошфор (впоследствии известный как автор знаменитой "Истории Антилл") после ссоры с губернатором, которого он пытался образумить, тоже вынужден был бежать с острова. Так жители Тортуги остались вообще без священников.
Сохранилось много свидетельств того, что со временем Ле Вассер стал бросать неугодных ему людей в темницу, имевшуюся в башне форта, которая называлась "Чистилищем" (такое название в устах протестанта отдавала мрачной иронией). В ней находилась железная дыба, на которой узников пытали, подвешивая за голову, руки и ноги. Причем угодить туда мог не только католик, но и гугенот — часто просто за неосторожное высказывание о губернаторе. И, наконец, совсем распоясавшийся Ле Вассер начал присваивать себе все налоги, которые должен был отправлять через де Пуанси во Францию. Таким образом он окончательно поссорился со своим непосредственным начальником.
Но это еще не все. Ле Вассер за короткое время умудрился поссориться и со всеми пиратскими капитанами на Тортуге, поскольку требовал с последних большие деньги за право бросать якорь возле его острова. Кроме того, он сильно обидел буканьеров (заготовщиков копченого мяса), которые являлись своеобразным пиратским "резервом" — именно из них чаще всего и вербовались члены команд "джентльменов удачи". Он брал с них высокие пошлины на продажу кожи и букана (копченого мяса), привозимых с Сен-Доменга. Неудивительно, что всего за пять лет население Тортуги стало люто ненавидеть своего губернатора.
Согласно легенде, Ле Вассер окончательно поссорился с де Пуанси: как-то раз он приобрел у морских разбойников статую девы Марии, отлитую из чистого серебра (в счет платы за право пришвартоваться на Тортуге). Узнав об этом, де Пуанси решил, что она могла бы украсить его часовню, и попросил Ле Вассера подарить ему столь ценный трофей. Свою просьбу он подкрепил ссылкой на то, что протестантам не полагается пользоваться католическими реликвиями. В ответ Ле Вассер погрузил на корабль и отправил на Сент-Кристофер деревянную копию статуи, написав де Пуанси, что, мол, настоящие католики — люди духовные и не придают значения материальным ценностям, тогда как он отдает предпочтение презренному металлу и посему остается с серебром.
Было ли это или нет, однако дни губернаторства Ле Вассера были уже сочтены. В 1652 году де Пуанси решил устранить совсем зарвавшегося корсара и снарядил для этого на остров экспедицию под командованием мальтийского рыцаря де Фонтанэ. Но, когда его корабли прибыли на остров, выяснилось, что тирана уже постигло заслуженное возмездие — он нашел смерть от руки своего племянника, капитана Тибо.
Причиной ссоры, как это часто бывает, стала… женщина — Тибо содержал красивую девицу, за связь с которой губернатор часто его упрекал и бранил. Возненавидев своего опекуна, он сговорился с другим любимцем Ле Вассера, капитаном Робером Мартэном, убить его. И вот, когда однажды утром губернатор спустился с форта в свой магазин, Тибо и Мартэн вместе с группой заговорщиков из семи или восьми человек решили покончить с ним. Подкравшись к окну, они увидели отражение Ле Вассера в большом зеркале и по ошибке произвели в него несколько выстрелов из мушкетов.
Увы, с огнестрельным оружием пираты, судя по всему, обращаться не умели — от выстрелов зеркало разлетелось вдребезги, но губернатор совсем не пострадал. Тогда Тибо вбежал в магазин и выстрелил еще раз — на сей раз в своего опекуна и легко ранил его. Ле Вассер бросился было к своему негру-рабу, который нес его шпагу, но воспользоваться ею не успел, поскольку Тибо выхватил кинжал и ударил им своего дядю в спину. Истекая кровью, губернатор повернулся лицом к своему убийце и, не веря своим глазам, прошептал: "Так это ты, Тибо, убил меня?", после чего скончался. Впрочем, не исключено, что последний эпизод есть вымысел автора повествования, который просто вставил в хронику знаменитую фразу Юлия Цезаря.
Итак, Ле Вассер, превратившись из героя в злодея, получил по заслугам. Почему же характер этого отважного капитана претерпел столь резкую трансформацию? Дело вовсе не в пиратском прошлом губернатора, наоборот, капитаны "джентльменов удачи" старались не ссориться со своими командами и уважали права рядовых флибустьеров. Должность капитана даже среди королевских корсаров была выборной, и если последний начинал творить беспредел, то его сразу смещали. По всей видимости, причина совсем в другом.
Читайте также: Пираты: губернаторами они были неважными
Нам неизвестен год рождения Франсуа Ле Вассера, однако, по некоторым источникам, он стал корсаром в 15-17 лет. Именно в это время у подростков и формируются стереотипы взрослого поведения, которым они позже следуют почти всю жизнь. Но какой же стереотип поведения сформировался у юноши, который был вынужден убивать и грабить? Только один — в этой жизни следует все брать силой, и если кто-то с этим не согласен, то его нужно убить (поскольку, как говорил Билли Бонс: "мертвые не кусаются"). В итоге юный Франсуа уже не смог преодолеть данный стереотип, уместный на войне, но совершенно непригодный для мирной жизни.
Скорее всего, служа на Сен-Кристофере под начальством Пуанси, он еще как-то сдерживал себя, но вот оказавшись властителем острова, где его никто не контролировал, Ле Вассер избрал тот образ жизни, который считал для себя самым естественным. Ну, а специалиста-психолога, способного провести с ним сеанс реабилитационной терапии поблизости не было. В итоге герой окончательно превратился в злодея и был убит своими же приближенными (которые, к слову говоря, были такими же психологическими "жертвами войны", как и он сам).
И пусть кости легендарного флибустьера давно уже истлели в земле, проблема никуда не делась. И в наши дни те, кто участвовал в боевых действиях, будучи совсем молодыми людьми, часто не могут адаптироваться к мирной жизни. Они продолжают считать, что все нужно брать силой, и вчерашние герои превращаются в грабителей, насильников и убийц. Поэтому-то не следует экономить на психологической службе по реабилитации бывших фронтовиков — иначе каждый из них может повторить трагический путь капитана Франсуа Ле Вассера…
Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.