Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, призванный повысить безопасность на железных дорогах и разрешающий осуществлять досмотр граждан на всех вокзалах страны. Принятие этого документа узаконит личный досмотр граждан и багажа и создаст основания для формирования полной информационной базы о перемещениях всех пассажиров.
Теракты в московском метро в 2010 году и в Домодедово в 2011-м подтолкнули к ужесточению контроля за гражданами на объектах российской транспортной инфраструктуры. Однако сейчас пассажиров по закону могут проверять только с их согласия, с принятием закона граждане страны окажутся в положении "обязанных", у которых никто разрешения спрашивать не будет.
"Как только будет закон, все обязаны будут проходить досмотр. Законопроект существует, он четко определит права и полномочия всех участников этого процесса. Мы считаем, что в III квартале, максимум в IV квартале, эти изменения будут внесены, утверждены соответствующим образом, и мы примем их к исполнению", — заявил начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "Российские железные дороги" Сергей Абрамов в интервью телеканалу "Россия 24".
Читайте также: Пять лет тюрьмы за скачивание с торрента?
Согласно законопроекту на объектах транспортной инфраструктуры будет разрешено проводить личный досмотр пассажиров, а также багажа и ручной клади. Причем осматривать граждан России смогут не только полицейские, но и персонал аккредитованных РЖД служб. Именно эта позиция вызывает недоумение у некоторой части общественности.
Монополия наберет так называемых инспекторов по досмотру. А вот полицейские будут привлекаться к этой процедуре только в отдельных случаях. То есть благодаря принятию этого закона возникнет новая для российского законодательства и правоприменительной практики ситуация, когда досматривать человека официально сможет не только милиционер, но и сотрудник некой бизнес-структуры.
За организацию проверок на вокзалах будет отвечать непосредственный владелец инфраструктуры, а вот список запрещенных к проносу вещей определит Минтранс. Там убеждают, что этот список будет короче авиационного. Пассажирам разрешат провозить небольшие перочинные и консервные ножи, жидкости для укладки волос и шампуни. И спиртные напитки "на борт" можно будет брать с собой, что, видимо, должно успокоить общественность.
Уже сейчас досмотровые зоны начали функционировать на крупнейших вокзалах страны. На обустройство 32 зон на российских вокзалах было направлено порядка полутора миллиардов рублей. А всего на программу безопасности населения на транспорте планируется потратить 46 миллиардов рублей.
"Пока дирекцией разработаны временные инструкции по работе досмотровых зон и согласованы с руководителями подразделений МВД на вокзалах", — уточняет заместитель начальника по безопасности Дирекции железнодорожных вокзалов Владимир Ерёмин.
Необходимость ужесточения контроля очевидна, ибо по данным службы безопасности Дирекции железнодорожных вокзалов только в мае-апреле у пассажиров скоростных поездов "Сапсан" обнаружено: 9142 единиц холодного, 2074 единиц огнестрельного (в том числе охотничьего), 1105 травматического, 681 пневматического, 18 спортивного, 119 газового оружия, 8259 штук боеприпасов, 75 литров легковоспламеняющихся жидкостей и прочее.
Читайте также: В России нашли управу на стрелков
Закон также предполагает формирование базы данных о пассажирах. Министерство транспорта создаст Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности, которая будет агрегировать информацию о пассажирах, купленных ими билетах, передвижениях и багаже. Создание информационной базы начнется с 1 июля нынешнего года. Скорее всего, введут так называемую категоризацию пассажиров, которые будут делиться на "проблемных" (на которых у правоохранителей имеется какая-та информация), "неизвестных" и "известных". Первые две категории будут подвергаться особо пристальному досмотру.
В ЕС уже прокомментировали закон. Верховный представитель Евросоюза по единой внешней политике и политике в области безопасности Кэтрин Эштон предположила, что подобный сбор данных может создать препятствия к упрощению визового режима между Европой и Россией.
Некоторые вопросы к законопроекту возникли в правовом управлении Государственной думы. Там заметили, что в случае отказа в посадке на поезд билет пассажира будет аннулироваться. Вполне вероятно, что закон обяжет возвращать деньги за неиспользованный билет.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.