Обращение россиянина Сергея Самарцева в Страсбургский суд и последующее выигрывание дела вновь актуализировали проблему, касающуюся состояния системы ФСИН в России. Самарцев жаловался на условия содержания в изоляторах временного содержания, где ему "посчастливилось" провести достаточно длительное время. Но проблемы, конечно, не только с ИВС.
Житель Набережных Челнов Сергей Самарцев был задержан по подозрению в совершении преступления еще в 2005 году. Мужчину поместили в изолятор временного содержания местного УВД, где он провел восемь месяцев. По словам Самарцева, находиться все это время в изоляторе было настоящим испытанием. Так, арестант говорит, что камеры были постоянно переполнены, еду приносили один раз в день, на прогулки не выводили. Кроме того, лица с ВИЧ-инфекцией или туберкулезом содержались вместе со здоровыми задержанными.
После освобождения Самарцев обратился в прокуратуру с жалобой, которую надзорное ведомство отклонило. Спустя некоторое время бывший арестант подал жалобу в Европейский суд по правам человека, который внимательно начал изучать дело.
Читайте также: Гражданские больницы примут заключенных?
По итогам рассмотрения заявления Самарцева Страсбургский суд обязал Россию выплатить мужчине 9000 евро в качестве компенсации морального вреда и 1750 евро за судебные издержки.
Судьи констатировали, что условия, в которых Самарцев содержался в изоляторе временного содержания УВД Набережных Челнов, были бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство. Имело место и нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение пыток) в связи с отказом властей провести эффективное и тщательное расследование утверждений мужчины о жестоком обращении. Пожалуй, это единственный судебный прецедент, когда человек, содержавийся под стражей в СИЗО или ИВС, добился признания того, что тюремные условия сохраняются на уровне 19, но никак не 21 века.
Но возникает вопрос: почему Европейский суд, а не районный судья в Набережных Челнах защитил российского гражданина? Неужели заключенные, ставшие жертвами условий содержания в тюрьмах и исправительных учреждениях, не имеют шансов добиться соблюдения прав на Родине? По мнению депутата Государственной думы, государственного советника РФ Евгения Федорова, нужно реформировать судебную систему и систему ФСИН, чтобы изменить текущее положение, однако сделать это будет возможно после экстренных и жестких мер.
Читайте также: В тюрьмах появятся камеры для некурящих
"Почему Европейский, а не российский суд вынес такое решение? Ответ довольно простой: у России отсутствует суверенитет принимать такие решения", — считает Федоров. — Большая часть законов, по которым мы живем, написана на иностранные гранты по системе грантополучателей и под заказ иностранных государств. Это касается законов в сфере судебной, правоохранительной, пенитенциарной системах. Я напоминаю, что законы судебной системы в начале девяностых писали американские советники, а последнюю корректировку в законодательстве проводил почему-то замминистра обороны США. Он приехал с грантом в 150 миллионов долларов для реформирования судебной системы нашей страны. Это все открытая информация, я подчеркиваю. Частично этот закон коснулся и системы ФСИН. То есть мы получили то, что заказали иностранные государства, которые именно такой хотят видеть суды и ФСИН в России".
"Нам нужно получить эти права и освободиться", — продолжает Федоров. — Конечно я не стану говорить, что условия содержания в наших тюрьмах идеальные. Но предположу и даже скажу, что уверен: наши условия лучше американской Гуантанамо".
На данный момент международным требованиям в части условий содержания не соответствует ни одна колония или СИЗО на территории России. Госпрограмма, предложенная правительством, призвана исправить эту ситуацию. Премьер Дмитрий Медведев в своем недавнем обращении к правительству потребовал: система исполнения наказаний должна стать более современной, должны улучшиться оказание медпомощи и работа по интеграции бывших осужденных в общество. Тем не менее, по данным Минюста, количество заключенных, отбывающих наказание и содержащихся под арестом, значительно снизилось. По словам главы ведомства Александра Коновалова, сейчас в исправительных учреждениях находятся 600 тысяч человек, еще 113 тысяч ждут приговора суда в следственных изоляторах.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.